Олег Уруский: помимо России, есть немало государств, способных стать партнерами украинского ОПК

Share

Негативные последствия от сворачивания кооперации между Украиной и Россией в оборонно-промышленном комплексе можно смягчить


О том, какие мероприятия необходимо с этой целью предпринять Украине, «k:» рассказал первый заместитель министра промышленной политики Украины Олег Уруский.


k: Сворачивание оборонно-промышленной кооперации России с Украиной: насколько далеко на этом пути может зайти РФ?


О. У.: Нам известна позиция российской стороны относительно перехода на замкнутый цикл производства военной техники у себя в стране. Россия исходит из своих национальных интересов. Украина обязана быть к этому готова, и не нужно паниковать, на данном этапе необходимо предлагать реальные проекты для возможного совместного сотрудничества. Но происходить это должно уже на абсолютно новых условиях, адаптированных к нынешним реалиям, и не только с экономической точки зрения, но и с политической. Я хотел бы подчеркнуть, что по кооперационным связям у нас соглашение выполнялось и в 2004-м, и в прошедшем году, и, я уверен, проблем не будет и в нынешнем. В свое время перед нами стояла задача по выполнению контракта поставки бронетанковой техники иностранным заказчикам. Как известно, на тот момент Украина очень сильно зависела от РФ, но жизнь заставила двигаться по-другому, и на сегодня наша страна обладает замкнутым циклом производства бронетанковой техники, чего не было до выполнения этого контракта. Отмечу, что кроме РФ есть немало государств, способных поставлять те или иные комплектующие, стать партнерами украинского ОПК. Безусловно, мы хотели бы сохранить существующие связи. Однако если россияне будут вынуждать нас корректировать кооперационные отношения, то мы предпримем соответствующие шаги. Эти вопросы будут решаться либо внутри Украины, либо с участием других иностранных партнеров.


k: В «Программе социально-экономического развития РФ на 2006–2008 гг.», принятой российским правительством в январе текущего года, предусматривается поддержка лишь российских проектов, в частности RRJ. При этом никакие совместные с Украиной проекты не упоминаются (те же Ан-70, Ан-148). Как вы прокомментируете данную ситуацию?


О. У.: Нам необходимо обсудить с россиянами в первую очередь вопросы, связанные с дальнейшей судьбой Ан-70, с продвижением проектов Ан-148 и Ан-140 на российские рынки, с одной стороны, и производство этих самолетов в РФ, с другой стороны. Проведена соответствующая работа по производству этих самолетов в России. Первый Ан-140 уже выпущен самарским «Авиакором». Ан-148 готовится к производству в Воронеже. Безусловно, у россиян сохраняется интерес к проекту Ан-124 «Руслан», то есть модернизация и возобновление серийного производства самолета. Мы намерены все эти вопросы рассматривать совместно с российской стороной в пакете. Россияне же хотят каждый вопрос рассматривать отдельно, поэтому будем искать точки соприкосновения. Что касается проекта RRJ, то нам известна позиция российского правительства, и мы знаем, что россияне осуществляют его бюджетную поддержку, но это их внутреннее дело. Главное, чтобы у нас было четкое понимание того, каким образом будет действовать правительство РФ относительно Украины, дабы не было нарушений формальных рыночных законов конкуренции.


k: Какие перспективы в связи с новой политической реальностью участия российских оборонных компаний в модернизации ВВТ советского производства, стоящего на вооружении ВСУ?


О. У.: Существующие у нас соглашения позволяют работать на взаимовыгодных условиях с теми конструкторскими бюро, которые волей судьбы оказались на территории РФ и являются разработчиками военной техники, находящейся у нас в Украине. Наши Вооруженные Силы готовы к сотрудничеству с этими КБ. Сейчас есть несколько проектов о создании совместного предприятия с целью обеспечения нормального сервисного обслуживания техники, которая находится у нас. С другой стороны, нельзя назвать конструктивной позицию некоторых российских КБ, пытающихся навязать свои варианты модернизации нашей техники. В мире принято, что заказчик выставляет свои условия, он платит. Таким образом, в этом вопросе нам нужно конструктивно общаться с этими КБ. Есть проекты модернизации как самолетов, так и вертолетов, и их необходимо реализовывать, поэтому, я думаю, что со временем мы найдем понимание и придем к взаимовыгодным условиям сотрудничества.


Ярослава Карпенко


[Комментарии, №6(19), 17 февраля 2006]