Скандал вокруг фирмы Элита-центр должен положить конец безграничной земельной коррупции в Киеве.
Киевский мэр Александр Омельченко недавно заявил, что местные власти не имеют отношения ни к одному документу о предоставлении земли печально известной компании Элита-центр, которая обобрала более 1,5 тыс. граждан. В это вполне можно поверить. Городские власти уже давно не предоставляют землю напрямую ни застройщикам с сомнительной репутацией, ни более честным компаниям. Драгоценные квадратные метры столицы попадают в руки строителей через массу посредников, занимающихся оформлением разрешительных документов. И эта схема открывает как для властей, так и для самих посреднических фирм небывалые возможности для личной наживы.
Удивительно, что Киев, который проявил себя наиболее активно во время оранжевой революции, так и не смог воспользоваться ее завоеваниями. Все коррупционные цепочки в строительстве, создававшиеся при старой власти, продолжают действовать и сегодня. Более того, пропрезидентская партия Народный союз Наша Украина, и, очевидно, сам Президент, так ратовавший за борьбу с коррупцией, продолжают оказывать всяческую поддержку руководству столицы.
В то же время ни для кого в Киеве не секрет, что без связей в столичной мэрии “маленькому украинцу” невозможно приватизировать для создания своего малого бизнеса даже обычный заброшенный подвал. Не говоря уже о более масштабном строительстве.
Для неискушенного среднестатистического предпринимателя без связей в горсовете и администрации найти стройплощадку невозможно. Такое под силу лишь профессиональным посредникам, которые бывают двух видов – это или люди, связанные с крупными компаниями, и работающие на свою организацию, или близкие друзья и родственники представителей киевской власти. Обязательное условие – наличие широкого круга знакомств.
Вначале посредники занимаются поиском свободных площадок, обычно незаметных взору простого обывателя. Присмотрев участок, они начинают процедуру получения предварительных разрешений на строительство. Под такое начинание регистрируются так называемые фирмы-бабочки, оформленные на надежных лиц. Они получили свое название потому, что по мере продвижения пакетов документов такие ООО или ЧП меняют своих учредителей по несколько раз. Смена собственников фирмы-бабочки проводится в целях безопасности. А реальные инициаторы строительства не светятся в юридических документах до самого последнего этапа.
Иногда пакет разрешительных документов продают и в состоянии полуфабриката, то есть при наличии лишь части разрешений. Такое случается, если у посредника не хватает финансовых ресурсов или связей довести дело до победного конца. К примеру, он может обладать хорошими контактами районного уровня, но не городского. Ведь любой проект нужно сначала согласовать с районными властями, и только потом им дается ход в городские инстанции.
По признанию одного из таких посредников, который пожелал остаться анонимным, пакет документов с разрешениями районного уровня плюс официальная бумага от городского головы о том, что он не имеет ничего против дальнейшего рассмотрения данного проекта, обходится в $25 – 100 тыс. На этом этапе уже возможна перепродажа фирмы-бабочки, но гарантий о положительном исходе дела никто не дает. Что же касается непосредственно земли, то строительные компании ее обычно не покупают, а лишь берут в аренду на время строительных работ. Например, по данным источника, заключение договора аренды с городскими властями на участке в 30 соток на столичном бульваре Леси Украинки обходится в $1-1,5 млн.
Характерно, что даже самые ярые политические противники в Киевсовете отлично находят общий язык в вопросах строительства. Голосования заканчиваются отказом лишь в случае конфликта интересов.
Чиновников разного уровня благодарят долей в бизнесе или наличными деньгами по факту оформленных разрешений и заключений. Также их заслуги могут вспомнить и при выборе генподрядчика, хотя обычно ими становятся свои же структуры.
Если в процессе получения разрешений у заказчика стройплощадки возникают подозрения, что строительство может вызвать проблемы – к примеру, протесты жителей близлежащих домов – то уже готовый проект перепродается другим игрокам. Они по неопытности соглашаются на сделку и потом уже сами расхлебывают последствия.
От момента выбора подходящего участка до получения ордера на начало строительных работ при высоком уровне связей посредника проходит год – полтора, при более скромных контактах вся процедура может растянуться и на пять лет.
Все неофициальные издержки на получение земли выливаются в $300-$400 за проектный метр. Себестоимость же непосредственно строительства квадратного метра жилья обходится в $600-$700 дол. Отсюда и ответ на вопрос, почему в столице такие дорогие квартиры – такова цена коррупции.
Заявления политиков на пару с экспертами о том, что необходимо дорабатывать законы и тщательнее проверять застройщиков звучат фальшиво. Проблема ведь не в попустительстве, а в коррупции городского масштаба. Введение дополнительных контролирующих структур тут не поможет, а лишь только повысит размеры откатов и растянет и без того длительную процедуру получения разрешений.
А ведь сделать процедуру распределения земель прозрачной не так уж сложно – достаточно вынуть на свет божий список еще не распроданных земель, вывесить его на сайте горадминистрации и провести хотя бы один настоящий тендер. Тогда и квартиры в Киеве подешевеют, и не случится следующей катастрофы вроде Элита-центра.
[Коммерсант, 20 февраля 2006]