Первый удар

Share

Владельцы украинских метизных заводов добились начала расследования против импорта стальных канатов из России.


Компания российского миллиардера Алексея Мордашова «Северсталь-метиз» рискует потерять украинский рынок стальных канатов. 4 февраля вступило в силу решение украинской Межведомственной комиссии по международной торговле о начале антидемпингового расследования против импорта этой продукции из нашей страны по заявлению отечественных заводов «Стальканат» и «Силур» (единственные в Украине производители канатов).


По данным жалобщиков, с октября 2004 по октябрь 2005 г. поставки канатов и тросов в Украину из России осуществлялись по демпинговым ценам (около $879/т, тогда как в РФ стоимость была на уровне $1156,8/т). При этом за указанный период их импорт вырос более чем на 150%, а доля российской продукции на украинском рынке увеличилась на 136%. Из-за такого положения дел «Стальканат» потерял 31% внутреннего рынка, а «Силур» — более 11%.


Крупнейшими экспортерами российских канатов в нашу страну являются компании «Северсталь-метиз» и Магнитогорский метизно-металлургический завод, подконтрольный владельцу металлургического комбината Виктору Рашникову. Представители МММЗ на новости из Украины пока реагируют весьма прохладно, заявляя, что их доля на украинском рынке канатов и без того не очень велика. «Для нас украинский рынок не приоритетен», — заметила руководитель отдела маркетинга предприятия Марина Холопова.


В то же время их коллеги из Череповца на начало антидемпингового расследования отреагировали весьма бурно. «Здесь больше политики, чем экономики», — посетовал представитель «Северсталь-метиз», добавив, что его компания будет участвовать в расследовании и доказывать отсутствие демпинга со своей стороны. Он предположил, что ответной мерой вполне может быть инициирование ограничения поставок метизов, в частности проволоки и канатов, из Украины в РФ. «У нас есть данные, что Индустриально-метизный союз (управляющая компания «Силура» и «Стальканата») демпингует на нашем рынке», — сказал он.


Между тем украинские инициаторы ограничения доступа россиян на отечественный рынок наметили для себя еще более стратегические цели — добиться пересмотра ограничительных мер, не дающих им возможности поставлять стальные канаты в Европейский Союз (ограничение действует на продукцию толщиной от 3 мм). Еще в 1999 г. ЕС ввел антидемпинговые пошлины в размере 51,8% от таможенной стоимости на импорт канатов из Украины, и с тех пор этот богатый рынок для наших производителей фактически закрылся. Как сообщил «ДС» член наблюдательного совета «Силура» Богдан Егоров, сейчас рассматривается вопрос о возбуждении процедуры пересмотра введенных Евросоюзом пошлин, для чего юристы Индустриально-метизного союза изучают европейское законодательство, анализируют состояние рынка и производителей метизов в ЕС. «Мы уже неоднократно натыкались на сильное лобби — Европейскую федерацию сталепроволочно-канатных отраслей промышленности (EWRIS), под давлением которой Еврокомиссия приняла решение о введении, а впоследствии — о продлении антидемпинговых пошлин на украинские канаты», — жалуется г-н Егоров. Исходя из того, что EWRIS обычно очень ревностно защищает интересы своих участников, можно предположить, что шансов на успех в этом начинании у группы одесского банка «Пивденный», которой приписывают контроль над «Силуром» и «Стальканатом», будет не так много.


Впрочем, у этой метизной группы хватает проблем и внутри страны. Так, до сих пор продолжается расследование Антимонопольного комитета Украины на рынке стальных канатов, которое вполне может завершиться штрафными санкциями за антиконкурентные действия в отношении Индустриально-метизного союза, «Силура» и «Стальканата». Пока АМКУ откладывает предоставление разрешения на согласованные действия указанных трех компаний, запросив у них большой перечень данных для более глубокого изучения рынка. Очевидно, что Индустриально-метизный союз, нацеливаясь на Европу, никак не заинтересован в том, чтобы его обвинили в нарушении принципов честной конкуренции в своей стране, поэтому можно предположить, что компания будет очень стараться найти общий язык с антимонопольщиками.


Юрий Еремин


 


Деловая столица, #7(249) 2006-02-13