Хотите пройтись по земле, где жил князь Хорив под руку с настоящим рыцарем, закованным в доспехи? А станцевать хоровод с язычниками на священном кургане? А зайти в средневековую церковь или посмотреть мастерскую кузнеца, ювелира или гончара времен Киевской Руси? А под Замковой горой тем временем будет шуметь современный Андреевский спуск и Житний рынок.Эта картинка – отнюдь не из прошлого: именно так видит через пару лет Замковую гору киевский историк, директор самого молодого в Киеве и пока бездомного музея «Замковая гора» Сергей Климовский. Десятилетиями он изучает эту древнейшую киевскую территорию и не расстается с мечтами возродить ее в первозданном виде – с храмами и поселениями XV века. Стоит «мечта» около 6 млн долларов. Авторы идеи уже собрали 500 подписей в поддержку проекта. Проект музейного комплекса с трехметровым макетом до 9 марта можно посмотреть в Музее гетманства на Спасской, 16.
– У Замковой горы есть две перспективы: либо она станет современным ландшафтным парком и музеем под открытым небом, либо превратится в свалку, – утверждает Сергей Иванович. – Сейчас почти все 2 га горы завалены мусором, а на ее северном склоне застройщики постепенно вырубают деревья. А ведь эти трехсотлетние дубы могли стать украшением музея!..
По словам Сергея Климовского, в будущем музее будет что показать людям: первый в Киеве монетный двор и дубовые ворота, окружавшие весь город. В них войско жило со своими семьями. На главных Воеводских воротах, находящихся над современным Житним рынком, были первые в истории Киева механические часы с боем. С противоположной стороны горы, ближе к Андреевскому спуску, замок защищали Драбские ворота, соединенные с соседней горой Клинец деревянным мостом. Больше выходов с горы не было.
На выставке «Замковая гора: прошлое и будущее» есть настоящие древнерусские украшения – височные кольца, медальоны, даже древние пуговицы и серебряные колты – подвески на голову, внутрь которых русичи вкладывали ватки, пропитанные благовониями. Но центр экспозиции – макет горы XV века. Хранитель музея Вячеслав Щербина и скульптор Вячеслава Тертычная создали его из пенопласта и краски.
[Газета по-киевски, 15 февраля 2006]