Си Цзиньпин впервые назвал «войной» российское вторжение в Украину

Share

Об этом пишет SilkBridge со ссылкой на Nikkei Asia. 

8 марта председатель КНР Си Цзиньпин в разговоре с французским и немецким коллегами заявил, что Пекин готов работать с международным сообществом, чтобы «предотвратить эскалацию напряженной ситуации или даже ее выход из-под контроля».

Намекая на растущую тревогу Китая по поводу российского вторжения, Си также призвал к «максимальной сдержанности для предотвращения крупномасштабного гуманитарного кризиса», поскольку число жертв среди гражданского населения, включая детей, растет.

Это был «самый сильный косвенный протест Пекина против эскалации насилия в Украине со стороны Москвы», — говорится в отчете американской консалтинговой компании Eurasia Group.

Лидер КНР также впервые использовал термин «война», согласно англоязычному заявлению, опубликованному МИД, после того, как китайские официальные лица ранее вторили описанию России, называя вторжение «специальной военной операцией».

Хотя Си Цзиньпин по-прежнему избегал брать на Пекин роль посредника, о котором просила Украина, он высоко оценил усилия Парижа и Берлина по урегулированию конфликта путем переговоров.

«Затраты на защиту Кремля растут по мере усиления российских зверств, а санкции нанесут ущерб нуждающейся в энергии экономике Китая», — рассказал изданию Джон Чорчари, доцент кафедры государственной политики Мичиганского университета.

Китай на прошлой неделе воздержался при голосовании по резолюции Совбеза ООН, осуждающей действия Кремля.

В понедельник министр иностранных дел Китая Ван И заявил, что отношения с Россией по-прежнему «надежны», несмотря на лавину критики в адрес Москвы. Его брифинг, за которым внимательно следили, состоялся всего через месяц после того, как Китай и РФ объявили о новом «безграничном» партнерстве, рассматривавшемся как противодействие Западу и любому расширению НАТО.

«Некоторым в политических кругах это показалось слишком большим шагом», — говорит об этом альянсе Томас Чжан, эксперт по Китаю в американской консультативной службе FrontierView. «Теперь война дала Китаю возможность отступить и изменить курс».

Во вторник во время онлайн-переговоров с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Олафом Шольцем Си Цзиньпин выразил обеспокоенность глобальными последствиями затянувшейся войны, одновременно раскритиковав западные санкции, направленные на подрыв российской экономики.

«Санкции повлияют на глобальные финансы, энергетику, транспорт и стабильность цепочек поставок, а также ослабят глобальную экономику, которая и без того разрушена пандемией. И это не в интересах кого бы то ни было», — отметил лидер КНР. 

По данным базирующегося в Женеве Международного торгового центра, Китай является одним из крупнейших покупателей нефти и газа из России, при этом закупки энергоносителей за первые девять месяцев 2021-го увеличились на 41% в годовом исчислении — до 36 миллиардов долларов. На долю России приходилось около 13% всего импорта энергоресурсов КНР, в то время как общий объем торговли Китая с Россией в январе и феврале вырос на 38,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Из-за высокой доли китайского импорта сырой нефти и природного газа эта сфера определенно пострадает, и стоимость импорта соответственно возрастет»,  — отметил Лянь Вейлян, заместитель директора Национальной комиссии по развитию и реформам, главный специалист по экономическому планированию Китая.

Некоторые российские банки также были исключены из глобальной платежной системы SWIFT, что препятствует осуществлению платежей и может препятствовать РФ экспортировать о нефть, уголь и природный газ.

«Финансовая сторона санкций больше беспокоит китайское правительство, потому что китайские финансовые институты тесно связаны с мировой финансовой системой», — сказал Чжан в FrontierView.

Китай также опасается угрозы, исходящей от прямого конфликта между обладающей ядерным оружием Россией и западными союзниками Украины, добавил Ван Хуйяо, президент пекинского Центра Китая и глобализации.

«Это происходит впервые, и это шокирует не только простых людей на улицах, но и китайскую элиту», — сказал он