Ожидаемый рост добычи и экспорта нефти в Иране после отмены санкций вызвал интерес у российских трубников. Спотовые продажи труб в страну уже начала ТМК, интерес к Ирану проявляют также ее конкуренты — ЧТПЗ и ОМК.
ТМК планирует начать отгрузку нефтегазовых труб (OCTG) в Иран на фоне роста добычи в стране после отмены санкций, заявил вчера The Wall Street Journal старший вице-президент компании по стратегии и развитию бизнеса Владимир Шматович. По его словам, ТМК уже реализует небольшие объемы по спотовым продажам и ведет переговоры о долгосрочных контрактах. В ТМК уточнили "Ъ", что в 2016 году планируют отгрузить в Иран "несколько десятков тысяч тонн", речь идет о поставках для месторождений Южный Парс, Южный Азадеган, Сардар-Джангал, а также Киш и Салмон. В основном, говорят в компании, на экспорт пойдет продукция Волжского трубного завода (ВТЗ; производство в 2015 году — 1,3 млн тонн), который до санкций был крупнейшим поставщиком труб для нефтекомпаний Ирана (в страну шло до 40% экспорта). В ТМК добавили, что у компании сейчас 300 тыс. тонн свободных мощностей.
ТМК нацелилась на масштабные проекты. Так, Южный Парс — крупнейшее в мире месторождение (запасы иранской и катарской частей — 28 трлн кубометров газа и 6,1 млрд тонн нефти), там заканчивается обустройство 19-го блока на 50 млн кубометров газа, идет строительство 14, 20 и 21-го блоков. Иран после снятия санкций хочет наращивать экспорт нефти. 7 марта министр экономики и финансов страны Али Тайебния заявил, что в ближайшее время поставки за рубеж составят около 273 тыс. тонн нефти в день. Уже в марте экспорт должен вырасти до 225 тыс. тонн в день с 205 тыс. тонн в феврале за счет роста поставок в Европу. Добычей по сервисным подрядам могут заняться крупные компании, в том числе из РФ. В конце 2015 года глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов говорил, что компания может реабилитировать несколько месторождений из первой семерки крупнейших объектов (речь в том числе идет о месторождении Анаран). Также работой в Иране интересовались "Роснефть" и "Газпром нефть". Но в российской нефтяной отрасли признают, что сервисные контракты с Ираном привлекательны при высокой цене на нефть и неактуальны при текущей конъюнктуре.