Неслучайно многие аналитики склонны считать “достижения” большинства промышленных отраслей Украины в 2015 г. дном. Поэтому они ожидают, что в текущем году начнется движение к наращиванию производства, а в некоторых отраслях — к увеличению экспорта и расширению рынков сбыта.
В связи с этим БИЗНЕСу показалось гораздо более интересным рассказать, какие сектора промышленности в текущем году действительно могут претендовать на рост показателей и какие факторы сделают это возможным.
Среди тех, кто может нарастить объемы производства, оказались металлурги и химики, обувщики и автомобилестроители.
Но если стимулом к приросту выпуска продукции для химиков и металлургов станет работа простаивавших в прошлом году предприятий, то для обувщиков — расширение экспансии на рынки ЕС.
Выбрали мы и наиболее уязвимый участок — железорудный сектор добывающей промышленности. Ему грозит существенный спад, что дает повод для размышлений над тем, как его избежать.
Металлургия
“Стартовые” позиции металлургической отрасли на начало 2016 г. оставляют желать лучшего. По данным ГП “Укрпромвнешэкспертиза”, в 2015 г. металлурги выплавили 22,9 млн т стали, что на 4,2 млн т меньше, чем в 2014 г. (–16%).
Спад сбыта украинской стальной продукции на внешнем рынке составил 3,6 млн т, а на внутреннем — 0,6 млн т. Причины этого падения, по словам Олега Гнитецкого, аналитика ГП “Укрпромвнешэкспертиза”, были как рыночными (экономический спад в Украине, ужесточение конкуренции на внешних рынках), так и форсмажорными (физическая остановка металлургических предприятий из-за боевых действий).
Основные проблемы отечественных металлургов связаны с невысокой рентабельностью продаж, обусловленной удешевлением стали на мировом рынке. Среднегодовой уровень мировых цен на основные виды металлопроката в 2015 г. снизился на 30% по сравнению с 2014 г.
о данным ОП “Металлургпром”, убыток металлургов в январе — сентябре прошлого года составил 16,7 млрд грн., рентабельность продаж находилась на уровне –12%. Работа метпредприятий обеспечивалась в основном благодаря заемным средствам.
В 2016 г. отрасль продемонстрирует незначительный прирост производства за счет наращивания выпуска стали на Алчевском меткомбинате (входит в структуру “ИСД”). После годичного простоя предприятие запустили в июне 2015 г.
“В результате запуска этого комбината в 2016 г. ожидаемый прирост металлургического производства в Украине составит 2-3%,” — прогнозирует г-н Гнитецкий.
Что касается конъюнктуры мирового рынка стали в текущем году, то эксперты считают, что она вряд ли улучшится. Согласно прогнозам г-на Гнитецкого, средний уровень цен на металл в 2016 г. снизится еще на 17-20% по сравнению с уровнем прошлого года.
“В этом году ситуацию осложнит ужесточающаяся конкуренция на внешних рынках — в Турции, странах Ближнего Востока и Африки, обусловленная агрессивной политикой снижения цен китайскими экспортерами”, — поясняет Олег Гнитецкий.
Химия
Не лучшие позиции и у химиков. Два предприятия, входящие в структуру холдинга Ostchem, концерн “Стирол” и “Северодонецкий “Азот” (оба расположены в Донбассе), были остановлены в начале мая 2014 г.
Еще два предприятия компании — “Ривнеазот” и черкасский “Азот”, которые простаивали около четырех месяцев, были запущены в конце сентября 2015 г. Вследствие этих вынужденных простоев выпуск азотных удобрений группой Ostchem в 2015 г. значительно сократился.
Производство аммиака уменьшилось на 38% (до 1 млн т), карбамида — на 39% (до 550 тыс.т), аммиачной селитры — на 25% (до 1,2 млн т). Экспорт азотной продукции Ostchem также сократился, поскольку приоритетными стали отгрузки на внутренний рынок.
Экспорт аммиака уменьшился более чем в 6,5 раза (до 20 тыс.т), карбамида — в 3 раза (до 150 тыс.т), аммиачной селитры — в 2 раза (до 100 тыс.т).
В целом, по данным Алексея Голубова, президента Союза химиков Украины, “экспорт минудобрений сократился на 24% — до $455,4 млн за 10 месяцев 2015 г.”. Он также считает, что прирост производства минеральных удобрений в 2016 г., по сравнению с 2015 г., возможен на уровне 15-20% в физическом выражении.
Следует оговориться, что это станет возможно при условии ритмичной работы предприятий. В пресс-службе холдинга Ostchem сообщили:
“Полноценное возобновление производства аммиака (на “Стироле” и “Северодонецком “Азоте”. — Ред.) возможно только в том случае, если государство сможет гарантировать безопасность данных объектов, без этого — запуск производства несет серьезные риски для населения”.
Фактически это произойдет только после полного прекращения боевых действий в Донбассе. “Что касается экспорта минеральных удобрений — полагает г-н Голубов, — то в 2016 г. речь может идти не о наращивании поставок, а о возобновлении и стабилизации отгрузок за рубеж”.
Легкая промышленность
Для представителей отечественной легкой промышленности главным событием нового года станет открытие торговых границ с Евросоюзом. Этим, в частности, намерены воспользоваться обувщики.
Кстати, по объемам производства обувная отрасль в этом году может выйти на показатели 2013 г. Чему в немалой степени поспособствует экспорт. “Прошедший год для обувщиков был одним из самых сложных,
— рассказывает Александр Бородыня, президент Лиги украинских промышленников “Укркожобувьпром”. — Покупательная способность украинцев резко ухудшилась, продажи на внутреннем рынке сократились минимум вдвое.
Это повлияло на производственные показатели обувной отрасли”. По предварительным данным Лиги, в 2015 г. объемы производства обуви в Украине (без резиновой) сократились на 10% (30-32 млн пар) по сравнению с 2014 г.
По словам г-на Бородыни, обувщики возлагают надежды на европейский рынок. Обувные предприятия страны планируют нарастить экспорт своей продукции в ЕС в разы. Но не сразу.
Текущий год станет годом более широкого знакомства европейских поставщиков с украинским товаром. Дело в том, что хотя доля стран ЕС в структуре экспорта украинской обуви составляет около 60%, стран СНГ — 35%, а оставшуюся долю делят другие страны, экспорт обуви в Евросоюз обеспечивают несколько крупных фабрик.
“Мы ожидаем, что в 2016 г. количество экспортеров увеличится до 20, а объемы экспорта — на 10-15%”, — отмечает г-н Бородыня. Примерно на столько же увеличится и производство обуви.
Следует отметить, что рынок ЕС ежегодно импортирует около 2 млрд пар обуви, 80% которой приходит из Китая. В то же время в КНР существенно возросли затраты на производство обуви, что привело к значительному удорожанию продукции.
“Украинские обувные фабрики технологически готовы конкурировать на европейском рынке не только с китайскими, но и с европейскими производителями”, — утверждает Александр Бородыня.
Также обувщики рассчитывают, что ЗСТ с Евросоюзом позволит существенно снизить стоимость оборудования, комплектующих и высокотехнологичных материалов, не выпускаемых в Украине, что благоприятно скажется на себестоимости производства обуви.
Автопром
В отличие от обувщиков, открытие рынка Евросоюза на украинский автопром в 2016 г. почти не повлияет.
Зона свободной торговли с ЕС не дает особых преимуществ отечественным автопроизводителям в части экспорта в этот регион, так как пошлина в ЕС будет либерализована только по истечении семи лет согласно графику тарифных уступок, который является неотъемлемой частью Соглашения об ассоциации.
Следовательно, автопроизводители в этом году не смогут получить нулевую пошлину на границе. А текущий уровень базовой импортной пошлины в размере 10% крайне мал, чтобы выполнять защитную функцию украинского рынка, и его либерализация на 1-2 п.п. также кардинально не изменит ситуацию на рынке.
В целом, по прогнозам Федерации работодателей автопрома, в 2016 г. ожидается увеличение объемов продаж и производства автотранспортных средств, но оно будет крайне незначительным по сравнению с его падением в прошлом году.
За январь — ноябрь 2015 г. в Украине было произведено 6434 автотранспортных средств, что на 77,2% меньше, чем за аналогичный период 2014 г.
Производство легковых автомобилей в 2016 г. прогнозируется на уровне 7,5-8,0 тыс. (весь рынок — 50-52 тыс. единиц). В январе — ноябре прошлого года выпустили 4362 легковых автомобиля, что на 83% меньше, чем за аналогичный период 2014 г.
Экспорт же легковых автомобилей за январь — октябрь 2015 г., по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., сократился почти в десять раз — с 2043 до 207 единиц.
По словам Елены Чепижко, руководителя внешних коммуникаций ЧАО “Еврокар”, основной задачей для компании в 2016 г. станет “выживание”.
Железорудный сектор
А вот над железорудным сектором добывающей промышленности в 2016 г. нависла угроза резкого сокращения объемов производства и экспорта.
В этом году на объем добычи железной руды будут влиять сразу два фактора. Первый — мировая конъюнктура, второй — грядущее повышение железнодорожных тарифов на грузоперевозки (согласно заявлениям “Укрзалізниці” и Министерства инфраструктуры, с 1 января 2016 г. их обещали повысить на 15%, а во втором полугодии — еще на 5-20%. Приказ об индексации грузовых тарифов находится на согласовании в Минэкономразвития и Минфине).
По прогнозам аналитиков, мировая конъюнктура вырисовывается крайне неблагоприятная. Увеличение поставок руды из Австралии и Бразилии оказывает и далее будет оказывать понижающее влияние на цены.
За прошедший год 1 т руды с содержанием железа 65% подешевела с $65 до $39 с доставкой в северные порты Китая. Согласно прогнозу Департамента промышленности Австралии (страна — крупнейший экспортер железной руды в мире), в 2016 г. среднегодовые цены на сырье для металлургов зафиксируются на уровне $41,3 за 1 т.
Стоит отметить, что чуть более 60% добытой в Украине железной руды уходит на экспорт. А негативная динамика мировых цен еще прошлой осенью поставила работу отечественных горно-обогатительных комбинатов на грань рентабельности, а к концу года — привела их на грань остановки.
Руководство холдинга “Метинвест”, контролирующего пять украинских ГОКов, допускает возможность остановки ряда предприятий в случае дальнейшего снижения цен на руду.
Влияние вышеперечисленных факторов, согласно прогнозам рударей, может привести в 2016 г. к уменьшению производства руды на 50%, а ее экспорта — на 75%.