В первый полноценный рабочий день нового года, 11 января, стало известно, что крупнейшая нефтяная компания России – «Роснефть» – продает свою сеть АЗС в Украине. Речь идет о 141 объекте в 12 областях Украины, работающих под торговыми марками Formula, ТНК, «Золотой Гепард», «Смайл». Об этом сообщило интернет-издание OilNews со ссылкой на собственные источники в Антимонопольном комитете Украины (АМКУ).
«Заявка подана 4 января, покупатель Glusco Energy S.A., Швейцария», – цитирует издание своего собеседника. Никаких подробностей ни от участников сделки, ни от официальных органов получить пока не удалось.
Избавление от активов
Дела «Роснефти» в Украине шли из рук вон плохо. Если в 2013 году реализация топлива через их сеть АЗС составляла 280 000 тонн, то в 2015-м – всего 73 400 тонн. «Падение на заправках сети такое сильное, что решение о ее продаже было лишь вопросом времени. Осенью в украинских компаниях «Роснефти» началось массовое увольнение и отправка в отпуска за свой счет сотрудников. Ушли даже люди, которые работали с первых дней этого бизнеса в Украине», – рассказывает Сергей Куюн, директор консалтингового агентства «А-95».
Кроме того, по словам эксперта, «Роснефть» давно рассматривала возможность продать свой бизнес в Украине. И речь шла не только о сети АЗС, но и о компании-операторе оптовых поставок, и о нефтеперерабатывающем заводе ЛИНИК в Лисичанске. В свое время шли консультации о возможной продаже с группой «ВЕТЭК». В 2014 году сетью заправок «Роснефти» интересовались отечественные компании WOG и ОККО. Также компанию хотели выкупить и вернуться в Украину бывшие владельцы ТНК.
С началом военного противостояния между Украиной и Россией в последней было принято стратегическое решение – в Украину ничего: ни денег, ни инвестиций, ни нефти. Завод, судя по всему, «Роснефть» потеряла окончательно. Для его полноценного запуска необходимо вложить сотни миллионов долларов инвестиций, и он расположен таким образом, что половину своей продукции должен поставлять в Россию. В ближайшие годы о такой перспективе говорить не приходится. А вот за сеть АЗС российский монополист смог выручить какие-то деньги. По самым простым рыночным подсчетам, сделку можно оценить в $120-150 млн.
Сколько на самом деле заплатит покупатель, будет известно после закрытия сделки. «Но больше всего интересен вопрос, сможет ли новый владелец стать полноценным игроком украинского розничного рынка, ведь ранее компания занималась только международным трейдингом. В целом, приход любого нового игрока на рынок – это вызов, это шаг к каким-то изменениям», – говорит Куюн.
Скрытая репутация
Согласно информации OilNews, покупателем выступает Glusco Energy S.A., которая, в свою очередь, входит в группу компаний Proton Energy Group S.A. (Швейцария) – трейдера нефти и нефтепродуктов. В Украине Proton Energy известна давно, правда, лишь участникам рынка. Последние шесть лет ее представителем является Ниссан Моисеев, а основная деятельность – поставки дизельного топлива через морские порты. По предварительным данным, в 2015 году Proton Energy поставила в Украину около 500 000 тонн дизтоплива, а глобальный товарооборот Proton Energy составляет около 3,5 млн тонн в год.
Еще один показатель связи Glusco Energy S.A. и Proton Energy Group S.A. – их регистрация по одному адресу: Женева, Рю де Гондолле, 14, офис 1205, и телефоны у них одинаковые. Компании работают по принципу швейцарских офшоров. Других подробностей относительно работы Proton Energy Group S.A. за пределами украинского рынка в открытых источниках нет. Домашняя страница на официальном сайте компании отсутствует, в швейцарских регистрационных документах отмечено, что учредитель анонимен. В архивах Bloomberg тоже никаких новостей о фирме не публиковалось.
В самой компании предпочитают «светить» только трейдеров, география подбора которых достаточно нестандартная для швейцарских компаний. У одной из них образование – Дагестанский государственный университет, у второго – МГИМО, у третьей отмечено, что она работала в Henkel Ukraine. Из европейской деятельности Proton Energy Group S.A. публично известен только судебный спор с польской PKN Orlen – в 2012 году стороны не разобрались с контрактом на поставку 250 000 тонн сырой нефти.
Glusco Energy S.A. – еще более закрытая компания. Фирма была зарегистрирована в 2013 году, основной вид деятельности – торговля зерновыми и масличными культурами. В 2014 году прошла перерегистрацию, расширила виды деятельности. Ранее директором с единственным правом подписи числилась гражданка Украины Елена Исаева, теперь таким правом обладает лишь Ниссан Моисеев. Кому же глава «Роснефти» Игорь Сечин продает государственный актив России, хотя и расположенный в Украине?
Возможно, в ближайшее время на нефтяном рынке Украины появится новый крупный игрок, а через некоторое время станет известна его связь с политическими элитами РФ или Украины.