Многих киевлян огорчила новость: Лукьяновское трамвайное депо, а оно намедни отметило свое 114-летие, вдруг срочно переселяют на Куреневку. Так распорядилась городская госадминистрация.
МАЛАЯ ОПЕРА
Дай, думаю, утречком зайду в это депо. И что же? Здесь все спокойно. По-прежнему ни свет ни заря из его немеряных ворот сонно выползают гусеницы известных трамвайных маршрутов №3, 14, 15, 18. Но, похоже, какая-то главная пружина все-
таки сломалась в старом депо. Вот уже который день подряд часы там показывают одно и то же время — полшестого. Что же происходит?
— Да, мы переводим старые грохочущие депо из центра города на окраины, — сказал недавно журналистам мэр Киева. — С Лукьяновки — на Куреневку, с улицы Горького — на Борщаговку. На той же Лукьяновке есть чудесное здание клуба трамвайщиков, где до революции 1917 года была «малая опера». И хотя бы только ради нее надо отсюда отселить трамвайное депо.
Ныне только слепой не видит, что столичные власти сильно перелопатили создаваемую десятилетиями уникальную транспортную систему Киева. Но самый сокрушительный удар был нанесен трамваю.
Теперь, похоже, мало кто помнит, что три десятка лет назад в столице по 35 маршрутам бегали сотни нарядных трамвайных вагонов. Среди них были и свои рекордсмены-«дальнобойщики». Почти 25-километровая трасса 25-го трамвая стартовала в Пуще-Водице и финишировала на железнодорожном вокзале. Второе место по протяженности занимал тоже пущеводицкий маршрут №12 — до Красной площади на Подоле. Были также три 17-километровых (21-й, 27-й и 31-й) маршрута. Все они соединяли левый и правый берега Днепра.
Надо ли говорить, что особой любовью киевлян пользовались короткие маршруты. К примеру, никогда не пустовали места в 16-м трамвае, что ходил от Красной (ныне Контрактовая) площади до площади Ленинского комсомола (ныне Европейская). А на «двойке» со Львовской площади всегда можно было успеть на поезд.
Как-то незаметно с городских улиц стали дематериализовываться именно короткие трамвайные маршруты. Почти без шума и пыли исчез 8-й трамвай, ходивший чуть ли не сотню лет от железнодорожного массива до красного корпуса университета.
А вот «двойку» не удалось снять втихаря. За нее вступились торговцы, десятилетиями подпитывающие плодами своих садов и огородов Сенной базар. Но тут вмешалось Провидение. В первых числах июля 1996 года стряслась беда в городе Днепродзержинске, где с тормозов сорвался переполненный спаренный трамвай. Моя коллега Любовь Федорова тогда сообщала, что в аварии погибли 39 человек и почти полторы сотни — получили травмы.
— На улице Воровского точно такая же крутизна, как в Днепродзержинске, — убеждали киевлян отцы города, — поэтому 2-й трамвай надо срочно снять.
И сняли. Заодно «убив» и Сенной рынок, на месте которого сейчас собираются строить доходные высотки.
Первая рюмка, как говорят алкаши, колом, вторая — соколом, а после третьей — мелкими пташечками. Вот так и стали в Киеве снимать трамвайные линии.
Новоиспеченные градостроители, наплевав на протесты общественности, сняли рельсы популярного 27-го трамвайного маршрута. Напомню: его вагоны ходили от Дворца спорта по бульварам Леси Украинки и Дружбы народов, улицам Кловской, Резницкой и Старонаводницкой через площадь Славы до Воскресенки.
Потом по инициативе тогдашнего зампреда горгосадминистрации Ивана Салия объединили 9-й и 13-й маршруты, вместо которых теперь едва ходит какой-то 18-й. Крепкие нервы надо иметь, чтобы дождаться его.
Однако самый ощутимый удар по сложившейся трамвайной сети столицы был нанесен, когда под предлогом ремонта моста Патона разорвали правый и левый берега. Одним махом уничтожили трамвайные маршруты №30, 31, 32. Вместо них теперь бегают сотни коптящих и малоудобных маршруток, за проезд в которых вместо 50 копеек надо платить до полутора гривен. Стало быть, демонтаж рельсов кому-то очень уж выгоден?
КТОЙ-ТО ПОМЕР
Киевляне и гости удивляются: почему средь бела дня происходит такой трамвайный дерибан? Отчего сей вид транспорта ныне не в чести? И какие перспективы уготованы самому популярному виду киевского электротранспорта?
Киевлян убеждают, что грохочущие трамваи — вчерашний день. На то есть несколько причин. Первая — они мешают автомобилям. Особенно в старой части города, где и без того негде повернуться. Вторая — трамваи слишком много потребляют дорогой электроэнергии. Поэтому, по мнению руководителя института «Укравтобуспром» Любомира Крайника, автобусы не в пример выгоднее. Ну и третья причина — старые вагоны сильно прохудились, а замены им пока не предвидится. Покупка же одного нового влетит городской казне в копеечку — около 100 тысяч евро.
Да уж, темпы демонтажа трамвайного хозяйства столицы впечатляют. Вот лишь несколько цифр, раздобытых мною в офисах на Крещатике, 36. Если в 1975 году в городе действовало 35 маршрутов, а длина путей составляла 334 км, то сегодня их число сократили чуть ли не на треть, пути же подрезали до 280 км. Из четырех трамвайных депо остались два: депо с улицы Горького уже перевели на улицу Якутскую, а Лукьяновское переводят на Куреневку.
Факты — упрямая вещь: власти новейшего времени беспощадно выживают трамваи на городские околицы. А ведь это, по сути, туда вытесняют Киев нашего прошлого, увы, очень скупо отраженного в альбомах, путеводителях и на открытках. Напрасно, ох, как напрасно! Почему, спрашивается, по этому поводу не бьют во все колокола наши уважаемые памятникоохранители? Почему никому в голову не стукнуло, что в центре Киева надо было бы оставить хотя бы первый в бывшей Российской Империи полуторакилометровый трамвайный маршрут, соединявший Царскую площадь с Нижней (ныне Европейская и Почтовая)?
И только люди старшего поколения пока еще помнят слова хулиганистой песенки:
Шел трамвай девятый номер, На площадке ктой-то помер. Тянут, тянут мертвеца, Ламца-дрица. Ца-ца…
Жаль, конечно, что девятый номер, как и десятки других, «помер».
Начальник столичного главка транспорта, связи и информатизации Иван ШПИЛЕВОЙ считает, что объяснение настойчивому стремлению властей извести трамваи надо искать в недрах столичного Генплана — 2020.
И точно: в институте «Киевгенплан» мне сообщили, что общая длина трамвайных линий сократится почти до 77 км. Ежегодные перевозки этим видом транспорта тоже собираются урезать в 1,4 раза (с 208,5 до 150,4 миллиона человек). Зато киевлянам обещают существенно обновить линию скоростного трамвая — от площади Победы до Кольцевой дороги. А еще планируют построить 13 км новых линий, в том числе на проспекте Петра Григоренко — от станции метро «Позняки» до жилмассива Осокорки, а также участок, который соединит улицу Симиренко с Отрадным проспектом. Ну а там, где будут прокладываться новые линии метро и троллейбуса, трамвайные пути демонтируют.
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ
Любопытно, что в столь интересной ситуации не теряет оптимизма гендиректор коммунального предприятия «Киевпасстранс» Николай ЛАМБУЦКИЙ. На мой вопрос о перспективах развития трамвая он бодро ответил:
— Если по автобусам и троллейбусам мы уже как бы выходим на передовые в мире позиции, то с трамваями немножко отстаем. В утвержденной Киевсоветом на 2005–2007 годы специальной программе предусмотрены капитально-восстановительные ремонты с применением новых технологий. К сожалению, в нынешнем году мы эту программу выполнили процентов этак на двадцать. Сейчас делаем все, чтобы в 2006-м наверстать упущенное. Поэтому есть все основания надеяться, что эта программа будет жить. И трамвай получит если и не качественное, то уж точно физическое обновление.
Стоп-стоп, господа! О каких таких ремонтах глаголет г-н Ламбуцкий? Неужели в доведенный до ручки за десятки лет старый вагон можно вдохнуть новую жизнь? Оказывается, можно. Спецы из «Киевпасстранса» считают, что на базе отслуживших вагонов следует наладить производство новых, причем, цитирую, «с низким полом в средней части».
Опытный образец трамвая был создан на Киевском заводе электротранспорта совместно с чехами на базе старого трехсекционного вагона Т-3. Причем такая реконструкция, а она обходится в 2,2 миллиона гривен, позволит эксплуатировать кузов еще, как минимум, два десятка лет. Прав все-таки был один из героев романа «12 стульев», утверждавший, что «трамвай построить — это вам не ешака купить».
И в заключение попытайтесь с трех раз отгадать, что собираются строить на месте сносимого Лукьяновского депо: 1) доходные жилые высотки; 2) отельно-развлекательные центры; 3) торгово-офисные комплексы? Правильно, и то, и другое, и третье. Строительный бизнес у нас в столице по своим барышам давно уже стал прибыльнее, чем торговля ядерным оружием. И никакие трамваи ему не помеха.
Однажды Осип Мандельштам сказал: «Мы думаем, если ходят трамваи, то все в порядке». Нет, не все в порядке! Так скверно, как сейчас, трамваи в Киеве еще никогда не ходили — ни до революций, ни после них.
ЦИФРА
562 вагона насчитывается сегодня в трамвайных парках столицы
20 лет — средний «возраст» имеющихся вагонов
1,8 млрд. грн. требуется на модернизацию трамвайного сообщения
(Из распоряжения киевского городского головы от 30.09.2004 г.)
А КАК У НИХ?
Вагон престижа
Отцы стольного града, загоняя трамвайное движение в своеобразные «резервации для бедных», вовсю трубят, будто Киев — европейская столица. А тем временем страны Запада переживают трамвайный ренессанс. Более полувека назад из Лондона изгнали трамвай, а нынче он вновь возвращается в столицу
Туманного Альбиона. Иное дело, что в жертву ему лондонские власти приносят знаменитую визитку — красные двухэтажные автобусы, которые решено убрать со всех улиц.
Во Франции к 2007 году собираются удвоить протяженность бесшумных трамвайных линий, заказав на фирме «Сименс» полтысячи вагонов. Вовсю развивается трамвай в гористых местностях Германии, Австрии и Чехии, в странах Скандинавии. Что же касается так называемых помех уличному движению, то прагматичные американцы выяснили: на трамвай зря наклепали. В этом отношении весьма поучителен опыт почти трехмиллионного города Сент-Луис. Там около трех четвертей нынешних пассажиров трамваев раньше ездили исключительно на личных авто и были твердо убеждены, что ни за какие коврижки не пересядут в общественный транспорт. Однако пересели. Так что трамвай еще и способствует снижению в городах числа автомашин, отнюдь не озонирующих воздух.
Но что нам американцы или французы, у нас своя, особая ментальность…
Генрих Сикорский
[Киевские ведомости, №267 (3653), 13 Декабря 2005]