Положением обязывают

Share

На прошлой неделе после завершения работы IX саммита “Украина — ЕС” мы наконец-то услышали из уст европейского высшего политикума твердое обещание предоставить нашей стране статус страны с рыночной экономикой. Получение этого статуса поможет украинским экспортерам экономить деньги во время антидемпинговых расследований.
 

ИсторияПереговоры с Евросоюзом о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой начались еще в 2000 г. В октябре 2000-го совет министров ЕС, пытаясь уйти от четкого ответа, предоставил Украине так называемый “квазирыночный” статус. Такой статус позволял надеяться на полноценное признание рыночности своих экономик отдельным украинским предприятиям, но не всему государству.


О степени лояльности европейцев к украинским компаниям свидетельствует тот факт, что за пять лет всего две из них получили такой статус: черкасское ОАО “Азот” и горловский концерн “Стирол”. А процедура предоставления предприятиям рыночного статуса была настолько волокитной и тернистой, что многие не видели смысла ее и начинать. Европейцы хоть де-юре и предоставили возможность получить подобный статус, но де-факто вежливо просили украинских экспортеров доказать, что отрасль, в которой те работают, является рыночной.


Похоже, что самим-то экспортерам данный статус не очень помог в продвижении продукции на рынки Европы. По словам гендиректора ОАО “Азот” Владимира Белого, “фактически ничего хорошего этот статус предприятию не дал. Ведь антидемпинговые расследования проводили не против “Азота”, а против всего импорта из Украины. А поскольку Украина не имела статуса страны с рыночной экономикой, то нам было очень тяжело доказать, что мы работаем честно”.


В 2001 г. Украина вновь подняла вопрос о предоставлении ей полноценного рыночного статуса, однако Еврокомиссия постоянно откладывала принятие решения. “Нам за все эти годы ни разу не отказали, но в то же время находили предлоги, чтобы отложить предоставление статуса”, — заявил экс-министр внешнеэкономических связей и торговли Украины Андрей Гончарук. Впрочем, и сама Украина шагов навстречу Европе практически не делала. В частности, Закон “О ценах и ценообразовании”, позволяющий государству вмешиваться в процесс ценообразования частных компаний, не был упразднен, как того требовали представители ЕС. Кстати, он не упразднен и по сей день, что представляет позицию европейцев (предоставивших нам статус) по отношению к Украине несколько непоследовательной.


Суть статусаКак известно, любая страна, заподозрив иностранного поставщика в том, что тот поставляет товары на ее внутренний рынок по демпинговым ценам, что бизнес такого поставщика угрожает работе местных производителей, может возбудить антидемпинговое расследование в отношении импорта “ущербляющего” товара. Результатом такого расследования может стать установление антидемпинговой пошлины (на основе маржи между ценами на тот или иной товар на внутреннем рынке поставщика и внутреннем рынке страны, куда этот поставщик экспортирует свою продукцию).


Как рассказали БИЗНЕСу в компании “Магистр и партнеры”, в соответствии с антидемпинговым законодательством большинства стран, цены на продукцию “нерыночной” страны должны рассчитываться на основе так называемой конструированной цены. За “реальную” цену товара в “нерыночной” стране принимается себестоимость его производства там. Затем эту цифирь сравнивают со стоимостью аналогичного товара в третьей, так называемой аналоговой стране, которая имеет статус страны с рыночной экономикой. Очень часто, например, аналоговой страной по отношению к Украине выступает не Болгария (где цены близки к украинским), а Норвегия со своим высоким уровнем жизни. В результате таких калькуляций маржа между внутренней и экспортной ценами товара возрастает до неприличных размеров, так что вводимая на ее основе пошлина делает экспорт “антидемпингованных” товаров экономически бессмысленным. Недавно Президент Украины Виктор Ющенко заявил, что “ежегодно Украина теряет около $8 млрд в результате антидемпинговых расследований в разных странах мира”.


Если же антидемпинговое расследование проводят против страны, “рыночность” экономики которой общепризнана, то экспортные цены на ее товары сравнивают с ее же внутренними ценами на аналогичный товар и с себестоимостью его производства. По словам Сергея Крючкова, руководителя торгово-экономической миссии представительства Украины при ЕС, “антидемпинговые расследования будут проводиться и дальше, если украинские предприятия заподозрят в демпинге. Но, в отличие от действующей ситуации, антидемпинговая маржа будет такой, при которой можно будет поставлять продукцию”.


ОпасностьС 1992 г. против Украины со стороны ЕС было инициировано более 20 антидемпинговых расследований. По состоянию на март 2005 г. ЕС установила 8 антидемпинговых пошлин на ввоз товаров украинского происхождения. И получение статуса страны с рыночной экономикой вовсе не означает, что украинские экспортеры могут спать спокойно. Во-первых, этот статус не гарантирует отмены в ближайшем будущем действующих пошлин; во-вторых, сохраняется опасность того, что теперь ЕС будет прибегать к так называемым антисубсидиарным пошлинам, применяемым против ввоза товаров, производство которых в стране происхождения так или иначе субсидируется государством. В свое время Украину подозревали в том, что она субсидирует свой горно-металлургический комплекс (Россия в этом до сих пор нас обвиняет).


ПодарокБольшинство опрошенных БИЗНЕСом экспертов считают, что решение ЕС является скорее политическим, нежели экономически выверенным шагом. “Дело в том, что мы уже несколько лет соответствуем критериям ЕС. Я уверен, что данное решение — сугубо политический шаг. Хотя стоит отметить, что, если мы учитываем политический фактор, конечно, при старой власти сложно было бы получить этот статус”, — рассуждает Андрей Гончарук. История уже знает примеры, когда решения о предоставлении статуса страны с рыночной экономикой были продиктованы политическими факторами. Например, США предоставили России статус страны с рыночной экономикой еще в 2002 г. (за несколько месяцев до ЕС), хотя до сих пор не отменили по отношению к РФ поправку Джексона — Вэника. Американцы сделали это тогда, когда Джорджу Бушу понадобилось молчаливое одобрение со стороны России антитеррористических операций в Ираке и Афганистане. Анатолий Зленко в комментарии БИЗНЕСу позитивно оценил заявления ЕС, правда, сделав оговорку: “Получение статуса, по сути, является результатом многолетней работы многих министерств. Поэтому сейчас необходимо попытаться развить результат и перевести его в плоскость дальнейшего углубления сотрудничества с ЕС, ведь действие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Украина — ЕС заканчивается в 2007 г. На смену ему должно прийти новое соглашение, в котором желательно заложить перспективу перевода наших отношений от партнерства к интеграции. Это должна быть долгосрочная стратегическая программа сотрудничества между ЕС и Украиной”.


Татьяна Пономарь, Михаил Бно-Айриян, Вера Фролова


 


Бизнес, №49 (672), 05 декабря 2005 года