Связанные штрипсом и прутком

Share

Россия и Украина договариваются о поставках металла.


Украинское ОАО “МК ‘Азовсталь'” и представители российских металлургических заводов при поддержке ИД “Коммерсантъ” провели круглый стол на тему стратегического развития предприятий черной металлургии обеих стран. Как и ожидалось, наиболее ожесточенная дискуссия разгорелась по поводу украинско-российских взаимоотношений в черной металлургии.

Россия смягчает позицию


Украинско-российские взаимоотношения в черной металлургии строятся на двух диаметрально противоположных позициях. Россия ведет себя демонстративно жестко в отношении Украины и активно защищает свой рынок от ее металлургических предприятий. Сейчас российское минэкономразвития (МЭРТ) ведет против них два антидемпинговых и одно специальное расследования. Кроме того, в России действуют пошлины на ввоз с Украины швеллеров и армированных прутков (см. таблицу).


Украина, напротив, не ограничивает импорт стальной продукции из России. Одну из немногочисленных попыток ввести ограничения в сентябре этого года предприняло Минпромполитики, которое заявило о необходимости установления пошлин на импорт из России железорудного сырья. Однако принципиальное решение по этому вопросу до сих пор не принято.


При этом статистика говорит о том, что как раз российские метпредприятия теснят украинские на их собственном рынке, а не наоборот. По данным минпромэнерго России, они экспортируют на Украину 2% производимого ими проката, то есть 1,3-1,4 млн т в год. При этом потребление стали на Украине не превышает 7 млн т. Соответственно, российские метпредприятия занимают около 17,5% украинского рынка. Украинские металлурги, в свою очередь, занимают не более 5% рынка России. Они ежегодно экспортируют в Россию не более 1,75 млн т стальной продукции при общем российском потреблении в 30 млн т.


Причина столь жесткой позиции России в том, что в структуре украинского экспорта преобладает продукция с более высокой добавленной стоимостью, в частности трубы и стальной прокат. По словам начальника отдела промышленной политики в металлургии минпромэнерго России Алексея Пинчука, это позволяет украинским метпредприятиям за год зарабатывать на российском рынке сумму, близкую к $2 млрд. Российские предприятия черной металлургии экспортируют на Украину продукцию с более низкой добавленной стоимостью: в структуре их экспорта преобладает железорудное сырье, стальные полуфабрикаты и кокс. В итоге на украинском рынке российские металлурги зарабатывают вдвое меньше, чем украинцы в России.


Но за последний год Россия стала допускать послабления в отношении украинских предприятий черной металлургии. Первое из них было допущено в декабре 2004 года, когда украинские трубники отказались подписывать соглашение, ограничивающее поставки их труб в Россию. Это соглашение не подписано до сих пор, в результате чего, по данным Фонда развития трубной промышленности, в январе-октябре 2005 года продажи российских трубников на внутреннем рынке упали на 5%. А на прошлой неделе МЭРТ снял квоты в объеме 110 тыс. т на поставку в Россию украинского оцинкованного проката, чем вызвал недовольство трех его российских производителей – “Северстали”, Новолипецкого меткомбината (НЛМК) и Магнитогорского меткомбината. Наконец, в следующий понедельник аннулируется предварительная специальная пошлина на импорт в Россию украинских стальных прутков, 74% производства которых в России приходится на “Евразхолдинг”, “Северсталь”, “Мечел” и “Красный Октябрь”.


Российские металлурги за протекционизм


Напомним, что после отказа украинских трубников подписывать соглашение с Россией МЭРТ возбудил два расследования в отношении импорта украинских труб в Россию – антидемпинговое против ввоза труб малого и среднего диаметра и специальное против ввоза в Россию труб большого диаметра (ТБД). По результатам первого ведомство пообещало ввести антидемпинговые пошлины, по результатам второго – квоты.


Ни одно из этих расследований пока не дало обещанных результатов. По сведениям Ъ, еще 29 сентября МЭРТ завершил антидемпинговое расследование и составил проект постановления правительства о введении фактически запретительных пошлин (их размер достигал бы 55,3%) против украинских труб малого и среднего диаметра. Проект постановления подписал исполняющий обязанности главы МЭРТа Виталий Савельев. Однако тот же господин Савельев 18 ноября подписал другое постановление – на этот раз о продлении антидемпингового расследования еще на месяц. Пресс-служба МЭРТа сообщила лишь, что это продление носит “технический характер”. Отметим, что МЭРТ переносит сроки окончания расследования во второй раз: в августе министерство продлевало его на четыре месяца “в целях дополнительного анализа”. Тогда же, 18 ноября, господин Савельев своим постановлением продлил на четыре месяца и специальное расследование в отношении импорта с Украины ТБД.


Отмена квот на украинский оцинкованный прокат была проведена МЭРТом также без лишних разъяснений – в пресс-службе министерства Ъ пояснили, что сохранение квот является нецелесообразным, поскольку на рынке сложилась благоприятная конъюнктура. Директор по сбыту “Северстали” Дмитрий Горошков поставил под сомнение это утверждение, заявив, что украинские поставщики даже в рамках соглашения о квотах, которое оговаривает для них минимальный порог цен на оцинковку, занижали цены на российском рынке на $100-150 за тонну проката. “Северсталь”, НЛМК и Магнитогорский меткомбинат дважды обращались в МЭРТ с просьбой инициировать антидемпинговое расследование против Мариупольского меткомбината им. Ильича (единственного поставщика оцинкованного проката в Российскую Федерацию), однако МЭРТ, по словам Дмитрия Горошкова, затягивал инициирование расследования с самого начала. А гендиректор Мариупольского меткомбината Владимир Бойко заявил Ъ, что комбинат будет наращивать свои поставки в Россию, однако конкретных цифр не назвал.


Но едва ли не самой большой неприятностью для российской черной металлургии за последний год рискует стать аннулирование пошлин на импорт в Россию украинских стальных прутков. Цена этого вопроса высока (российский рынок прутков оценивается в $2 млрд), а мощности украинских предприятий способны полностью обеспечить годовую потребность России в прутках, которая составляет 5 млн т. В МЭРТе обещают, что пошлины будут продлены, однако сейчас этот вопрос находится на согласовании со всеми заинтересованными ведомствами. Очевидно, что возможное затягивание продления пошлин породит новое недовольство российских металлургов.


Дмитрий Ъ-Беликов


 


Коммерсантъ-Украина, № 101 от 06.12.2005



Защитные меры и расследования России в отношении Украины


Ограничительная мера Наименование продукции Документ Срок действия


Антидемпинговое расследование Стальные трубы обсадные, насосно-компрессорные, котельные, подшипниковые, нефтегазовые, общего назначения Приказ МЭРТа от 14 июля 2004 года #201 Ведется расследование


Антидемпинговое расследование Машиностроительный крепеж (болты и гайки, изготавливаемые методом горячей и холодной деформации) Приказ МЭРТа от 17 августа 2005 года #192 Ведется расследование


Специальное защитное расследование Трубы большого диаметра Приказ МЭРТа от 28 января 2005 года #10 Ведется расследование


Антидемпинговая пошлина в размере 12,3% с ОАО “Азовсталь” и 17,4% с прочих производителей по 8 кодам ТН ВЭД Швеллеры Постановление правительства России от 24 мая 2005 года #234 Три года


Предварительная компенсационная пошлина в размере 21% по 15 кодам ТН ВЭД Прутки для армирования железобетонных конструкций Постановление правительства России от 11 августа 2005 года #504 Четыре месяца