Юристы советуют судиться – это незаконно.
ПРИВЕТ ИЗ ПРОШЛОГО
В марте многие киевляне получили письма с требованием погасить долг за отопление и горячую воду. Суммы у всех разные – от сотни гривен до нескольких тысяч. При этом в официальных платежках, которые люди получают ежемесячно, никаких долгов и близко нет.
В уведомлении сказано, что деньги нужно уплатить ГКП «Киевжилтеплокоммунэнерго». В случае неуплаты компания будет направлять специалиста для беседы с жильцами и даже подавать в суд. Последствия неуплаты долга в письме пояснили с пафосом: «Это может негативно сказаться на вашем материальном положении и репутации». Вот так! И подпись директора предприятия. А ниже – уже готовая квитанция с реквизитами – иди и плати!
Люди занервничали и начали обращаться в жэки. Ведь по распоряжению мэрии должникам не положены скидки на коммуналку. Но там ответ один – долга нет, а письма рассылали не они.
– Нам пришел долг на 297,77 грн. Откуда он взялся, неизвестно. Мы все оплачиваем исправно. По телефону, указанному в письме, сообщили, мол, у нас с 1993 года был долг в 69 копеек, за это время на него набежала пеня. Но мы в этой квартире живем с 2000 года, так что все претензии – прежним хозяевам! А нам ответили, мол, считаем долг на квартиру. Естественно, мы платить не собираемся, но по вечерам нам названивают и угрожают, что отключат отопление и горячую воду, – рассказала Светлана с Куреневки.
В редакции «КП» есть и другие подобные письма. Мы позвонили по указанному в письме телефону, и оказалось, что это не госпредприятие, а агентство комплексной защиты бизнеса «Дельта М», которое оказывает «Киевжилтеплокоммунэнерго» коллекторские услуги. Мы поинтересовались, на каком основании прислали письма и откуда взялся долг.
– Это долг с 1996 года (в случае со Светланой. – Авт.), а письмо прислали потому, что президент издал закон – у кого задолженность с 1996 по 2010 годы, должны оплатить долги за отопление и воду. Он называется Закон Украины о внесении изменений в статью 2 Закона Украины «О временном запрете взимания с граждан Украины пени за несвоевременную оплату ЖКУ», – пояснила оператор. – В жэке у вас долга может никакого не быть, а вот перед «Киевтеплокоммунэнерго» есть. Наша задача – обзванивать должников.
К слову, в «Киевтеплокоммунэнерго» мы так и не дозвонились – по трем телефонам, указанным в квитанции, включается факс.
СРОКИ ДАВНОСТИ ПРОШЛИ
Попытались разобраться мы и в законодательной базе. Нашли упомянутый закон и выяснилось, что речь о взыскании долгов с 1996 по 2010 годы там не идет. В изменениях в статье 2 четко указано, что пеня начисляется на долг, накопленный с 1 января 2011 года. А в пресс-службе Министерства ЖКХ нам пояснили, что взыскать можно лишь долги за последние три года, а из-за угроз об отключении коммунальных благ на коллекторов самих можно подавать в суд. И добавили – закон принят, но еще не проработана окончательная процедура его реализации.
Так что так называемым должникам не стоит переживать.
– По закону никто не имеет права отключать батареи в отопительный сезон. А если компания хочет взыскать долги, то пускай подает в суд и доказывает, что они вообще существуют. Но и там у них шансов нет: трехлетний срок исковой давности истек, прямых договоров у жильцов с этой компанией нет, и требовать оплату никто не имеет права. Мало того, жильцы сами могут подать в суд. Это же чистой воды шантаж, что дает повод обратиться и в прокуратуру с жалобой об угрозах, – пояснил Александр Клюс, член комиссии Киевсовета по вопросам ЖКХ.
Именно следственные органы, по мнению депутата, должны разобраться в ситуации.
МНЕНИЕ ЮРИСТА
Виталий ВЫСОКИХ, юрист:
– Насчитывать пеню на долги, которые давно должны были «простить», нельзя. Кроме этого, людям нужно переходить в наступление – написать информационный запрос в компанию с требованием объяснить, каким образом их персональные данные по задолженности были переданы коллекторской конторе. А после получения ответа обращаться в госслужбу защиты персональных данных (Минюст). Далее – иск в суд с требованием признать действия предприятия незаконными и, соответственно, взыскать ущерб – моральный, физический или материальный.
Владимир КАМИНСКИЙ
Комсомольская правда в Украине, 02.04.2011