«Норникель» после двухлетнего простоя решил возобновить работу своих австралийских предприятий. До середины следующего года начнется добыча руды на Lake Johnston, вслед за ним приступят к работе завод Cawse и рудник Black Swan. Возвращение в Австралию стало возможным благодаря росту цен на никель, а также мерам по снижению себестоимости производства.
Norilsk Nickel Australia объединяет предприятия по добыче никеля и производству никелевого концентрата Black Swan, Cawse, Lake Johnston и Waterloo, которое кроме никелевого рудника включает в себя и золоторудный рудник. Они вошли в структуру «Норникеля» после покупки канадской LionOre Mining и никелевого бизнеса компании OM Group в 2007 году. Производство на всех предприятиях было остановлено еще в начале прошлого года из-за неблагоприятных экономических условий и ухудшения ситуации на рынке никеля. В 2008 году на Lake Johnston произведено 8900 т никеля в концентрате.
Сейчас на Lake Johnston (объединяет рудник Maggie Hays и обогатительную фабрику) идет набор персонала и подготовительные работы. Запуск предприятия, намеченный на первую половину 2011 года, обойдется примерно в 10 млн долл. Когда «Норникель» покупал активы в Австралии, никель стоил более 30 тыс. долл. за тонну. В кризис цена на металл падала ниже отметки в 10 тыс. долл. за тонну, нынешние котировки — 23,5 тыс. долл. При этом стоимость металла за последние месяцы выросла на 20%. Поддержит рентабельность восстанавливаемого производства и недавнее решение правительства Австралии не повышать, как в других отраслях, налоги для горнодобывающих компаний.
«Решение о запуске австралийских производств связано с проведением их всестороннего аудита, возможностью модернизировать технологию, в частности завода Cawse, и, конечно, с трендом на рост цен на никель», — отмечает директор департамента зарубежных производственных активов «Норникеля» Роман Панов. В частности, работавший ранее на латеритовых рудах завод Cawse сможет перерабатывать сульфидное сырье с Lake Johnston. При этом проблем с дальнейшей реализацией продукции не будет — она пойдет на предприятие «Норникеля» в Финляндии (завод Harjavalta).
«Сейчас мы начинаем ТЭО, чтобы получить уже детальные параметры по запуску Black Swan (предположительно, начало 2012 года) и завода Cawse», — отмечает Роман Панов. Также он добавляет, что идет оценка и стратегического актива — месторождения Honeymoon Well. Программу ввода месторождения в эксплуатацию планируется увязать с расширением мощностей завода Cawse. По словам Романа Панова, новая технологическая модель предполагает возможное снижение себестоимости производства никеля на австралийских активах до 25%.
Раньше «Норникель» думал о продаже всех австралийских активов. Это было бы правильное решение, считает аналитик «Тройки Диалог» Михаил Стискин. «Они низкорентабельные и не очень хорошо вписываются в общее позиционирование компании», — добавляет он. Возможно, в будущем ГМК действительно попрощается с Австралией. «Целью компании является продажа активов. Видимо, пока «Норникелю» просто не предложили удовлетворительную цену. Покупка осуществлялась в момент, когда цены были на пике, сейчас продать по той же цене невозможно», — подчеркивает Дмитрий Коломыцын из Morgan Stanley. По прогнозам аналитиков, в течение следующего года цена на никель будет стабильна. «Наш прогноз на 2011 год — 23,7 тыс. долл. за тонну», — отмечает г-н Коломыцын.
Между тем «Норильский никель» ведет переговоры о продаже двух небольших золоторудных месторождений Thunderbox и Bannockburn. «Пул покупателей уже сформирован, пока не могу их назвать», — отмечает Роман Панов.
А вот наращивать ресурсную базу в Австралии «Норникель» может как самостоятельно, так и в партнерстве с BHP Billiton. У компаний есть СП, которое ведет геологоразведочные работы на ряде перспективных участков.
Даниил Шабашов, Галина Камнева