“Газпром” и PGNiG меняют устав компании
“Газпром”, польские PGNiG и Gaz-Trading планируют изменить устав Europolgaz, владельца польского участка газопровода Ямал—Европа. Стороны хотят ввести единогласное голосование по всем вопросам. Юристы отмечают, что такой устав гарантирует всем акционерам, что их мнение будет учтено, но в случае непреодолимых разногласий деятельность компании может быть заблокирована.
Два источника “Ъ” в наблюдательном совете Europolgaz (аналог совета директоров) рассказали, что в устав компании будут внесены существенные изменения. Подписанный 29 октября в Варшаве дополнительный протокол к межправительственному соглашению от 1993 года предусматривает, что “Газпром” и польская PGNiG до 1 декабря 2010 года должны начать переговоры о пересмотре долей в акционерном капитале Europolgaz. К 1 марта 2011 года из состава акционеров компании должен выйти владелец 4-процентного пакета акций (“Газпром” и PGNiG владеют по 48%) Gas-Trading польского предпринимателя Александра Гудзоватого. Его долю разделят “Газпром” и PGNiG. “Долю Гудзоватого, вероятно, выкупят,— полагает собеседник “Ъ”.— Есть один вариант, при котором в соответствии с польским законодательством эту долю можно будет забрать без денег. Но для этого юристы должны определить схему сделки. Цену Гудзоватый пока не называл”.
На 6 декабря, рассказал второй собеседник “Ъ”, назначено собрание акционеров Europolgaz, на котором должны быть рассмотрены изменения устава компании. В него будет заложен принцип единогласного принятия решений правлением по всем вопросам. В случае возникновения разногласий в правлении вопросы должны выноситься на рассмотрение наблюдательного совета. Если и он не сможет принять решение, вопрос выносится на собрание акционеров. Ни у председателя правления, ни у главы наблюдательного совета не будет решающего голоса.
“Газпром” и PGNiG конфликтовали с момента пуска газопровода Ямал—Европа в 2005 году из-за разных подходов в определении транзитной ставки (по газопроводу прокачивается 31-33 млрд кубометров российского газа в год). Россия настаивала на бесприбыльности тарифа, а Польша — на получении дохода от транзита. К концу 2009 года стороны достигли консенсуса — ставка транзита определяется Europolgaz с учетом $7 млн прибыли в год и утверждается польским регулятором URE. Техническим оператором газопровода с 1 марта 2011 года становится госкомпания Gaz-System. Этот принцип закрепили в соглашении акционеров Europolgaz от 28 января 2010 года. Но Еврокомиссия выразила сомнения относительно соответствия этого соглашения законодательству ЕС, по которому все поставщики должны иметь доступ к газопроводу. Только после подписания протоколов в Варшаве в октябре энергокомиссар ЕС Гюнтер Оттингер поддержал договоренности России и Польши. Но ставка транзита и цены на газ для Польши на 2011 год пока не утверждены.
Управляющий партнер адвокатского бюро “Бартолиус” Юлий Тай считает, что у схемы единогласного принятия решений есть плюсы и минусы. “Положительный момент — стабильность, когда каждый из участников уверен, что его мнение будет учтено, без его одобрения никакая сделка не будет заключена,— поясняет он.— Но когда интересы участников расходятся и консенсуса достичь нельзя, это может привести к блокировке деятельности предприятия”. Максим Шеин из “Брокеркредитсервиса” отмечает, что единогласное голосование по уставу в рамках “Нортгаза” создало для “Газпрома”, владеющего 51% в компании, много проблем и по этой же причине российская монополия отказалась от приобретения “Сибнефтегаза” — чтобы не согласовывать все вопросы с “Итерой”, владеющей 49% предприятия.
Наталья Гриб, Анна Занина
Газета «Коммерсантъ» № 209 (4509) от 12.11.2010