«Пизанская башня» на Отрадном

Share

История дома № 208 на ул. Борщаговской за пять лет его строительства обросла легендами. Соседи стройки и те, кто наблюдает за процессом создания дома из окон скоростного трамвая, сначала связывали прекращение строительства с политикой. Мол, домом занималась «фирма Пидмогильного», и после его отставки с поста главы Жовтневого района у застройщиков начались проблемы. Потом пошли разговоры о том, что стройку затеяли аферисты, которые собрали с людей деньги и исчезли. Последние «народные» объяснения трехлетнего замораживания строительства – ошибка проектировщиков. Причем этот слух возник, уже когда строительство возобновилось. И, похоже, он имеет под собой основания.Дом на родникахВ редакцию обратились жильцы соседней хрущевки №202 по ул. Борщаговской с жалобами на то, что чем выше растет дом, тем шире становятся трещины на стенах их дома. Появились трещины в самом начале строительства соседнего дома, когда там стали забивать первые сваи. Жильцы забили тревогу, но на все их обращения в официальные инстанции приходили отписки: стройка здесь ни при чем, это следствие близости скоростного трамвая. Но потом стройка свернулась, и старый дом перестал «трещать». Новые трещины не появлялись, а старые не увеличивались (хотя трамвай, между прочим, продолжал ездить, как и раньше). Люди немного успокоились. Но в прошлом году, когда пришел другой подрядчик (КГС-6) и строительство дома возобновилось, стены хрущевки вновь пришли в движение.


– У меня из-за перекоса перестало открываться окно в кухне, у соседки – двери, – рассказывает Елена, жительница дома №202. – Мы снова стали писать во все инстанции. Пришла инженер из жэка, осмотрела все, поставила маяки, а через неделю из Соломенской райадминистрации приходит письмо: «При обследовании конструктивных элементов вашей квартиры деформаций конструкций, трещин, перекоса окон и балконных дверей не выявлено. Помещения вашей квартиры находятся в удовлетворительном санитарно-техническом состоянии».


Увидев такую «компетентность» районных властей и поняв, что на их помощь рассчитывать не приходится, жители начали собственное расследование. Пошли в ГУ архитектуры, подняли проектную документацию. И в ней-то обнаружили ответ не только на свои вопросы, но и, вероятно, на причину замораживания стройки. «Виноваты» оказались… грунтовые воды.– Наш дом стоит на родниках. Раньше во дворе частного дома, примыкающего к нашему, всегда летом разливалось озеро, утки плавали. В нашем квартале даже в жару прохладно – чувствуется близость грунтовых вод, – говорит Елена. – Причем специалисты называют эти родники блуждающими. То есть грунтовые воды прорываются на поверхность то в одном, то в другом месте.


Родники практически окружают Индустриальный мост. Раньше они питали Лыбидь, протекавшую неподалеку, а после того, как речку загнали в бетонные берега коллекторов, напоминают о себе огромными лужами, появляющимися то в одном, то в другом месте. Именно из-за этих родников, как известно, город раскошелился на надземный пешеходный переход в районе ул. Лебедева-Кумача, поскольку старый, подземный, постоянно заливало и он бывал закрыт чаще, чем работал. Заметим также, что из-за близости грунтовых вод большинство зданий в окрестностях Индустриального моста строились без фундамента. Да и вообще жилья здесь мало – большая часть территории занята промышленными постройками, которые, как известно, не предполагают серьезного вторжения в глубины земли. Правда, сейчас активно разрабатываются планы освоения этих промзон. И если вовремя не обратить внимания на источники, они могут доставить еще много неприятностей. «Деформация» зданий была заложена в проекте?В проектной документации по строительству дома № 208 упоминается о родниках. В частности, в заключении комплексной экспертизы №3473 от 5.07.2002 предлагается пояснительную записку дополнить гидротехническим разделом, поскольку, мол, «водопонижение может привести к деформации близлежащих зданий». Но жильцы предполагают, что никаких гидроисследований после этого не проводилось.


А с домом, похоже, начались проблемы. Например, как-то строители обмолвились, что грунтовые воды поднялись выше подземного гаража, дом стал проседать и крениться на одну сторону. Спасая ситуацию, подземное пространство гаража залили бетоном. Опять же, по словам строителей, туда вбухали столько бетона, что его хватило бы на строительство нескольких домов. Такие меры еще больше утяжелили конструкцию, но вряд ли сделали дом устойчивей. По крайней мере, в очередном письме в городские инстанции жильцы пишут: «В результате подъема грунтовых вод в строящемся доме весь подземный гараж залили бетоном, еще более утяжелив конструкцию, что привело к неравномерному проседанию почвы, суффозии, а также увеличению трещин на доме (№ 202. – Ред.). Дренаж не работает, в канализационном люке постоянно скапливается вода, которую периодически откачивают аварийные машины. Сам 208-й дом проявляет признаки неустойчивости и представляет угрозу для окружающих домов и их жильцов».


Вряд ли стоит рассчитывать, что на это письмо власти обратят больше внимания, чем на предыдущие, и бросятся решать проблемы жильцов разваливающейся хрущевки и строящегося дома. Они взяли себе за правило не ссориться с застройщиками. А для последних важно вовремя и в полном объеме получить деньги. Вот и эти решили форсировать события. На днях состоялось собрание инвесторов, на котором их поставили перед дилеммой: либо вы вносите 100% оплаты (раньше обещали кредит на 10-20 лет под 3% годовых!), либо строительство будет и дальше затягиваться. Понятно, что инвесторы решили платить. А между тем, специалисты различных проектных и строительных организаций, у которых консультировались жильцы, говорят, что налицо – ошибка проектировщиков, которые не учли влияние подземных вод, и неизвестно, сколько вообще простоит дом: год или 6 лет. А ведь в нем будут жить люди.  


 


[Газета по-киевски, 23 ноября 2005]