Из-за аварии на шахте «Распадская» могут пострадать ее конкуренты. Правительство хочет ограничить экспорт коксующегося угля
Началось все с совещания в Минпромторге 14 мая, рассказывают собеседники «Ведомостей». На нем чиновники, угольщики и металлурги обсуждали, как не допустить дефицита угля в России. В 2009 г., по данным Росинформугля, в России было произведено 51,6 млн т угольного концентрата, 83% (42,8 млн т) поставлено российским потребителям. На шахте «Распадская» среднемесячная добыча до аварии в пересчете на концентрат составила 505 000 т. Если до конца года шахта не начнет работать, дефицит может составить до 4 млн т.
На совещании в Минпромторге выяснилось, что угольщики уже начали перенаправлять поставки. Например, «Белон» отказывается продлевать контракт с НЛМК, чтобы увеличить поставки материнской компании — ММК, рассказали два участника совещания. А Evraz Group рекомендовали ограничить поставки угля ее украинским предприятиям.
Временное ограничение экспорта — лишь вариант балансировки внутреннего рынка угля, но, похоже, самый вероятный, говорит федеральный чиновник. Другого выхода нет, соглашается другой участник совещания. Ведь импортировать уголь сложно. В России нет глубоководных портов, которые ориентированы на прием сыпучих грузов, добавляет он.
Лучшим выходом было бы введение экспортных пошлин. Это хоть и косвенный, но более прозрачный способ, говорит руководитель практики внешнеторгового регулирования DLA Piper Вильгельмина Шавшина.
Представитель Evraz сказал вчера «Ведомостям», что компания уже сократила экспорт угля в пользу поставок на собственные заводы в России. Ранее об отказе от экспорта объявила «Северсталь». Сотрудник «Сибуглемета» говорит, что его компания может увеличить добычу. Представители «Северстали» и «Белона» от комментариев отказались. Связаться с представителями «Мечела», ММК и аппарата Сечина вчера вечером не удалось.
Александра Терентьева
Ведомости, 21.05.2010, 91 (2609)