Виктор Ющенко вошел в еврозону

Share

Вчера начался двухдневный рабочий визит президента Украины во Францию, во время которого Виктор Ющенко намерен встретиться с первыми лицами французского государства и найти в них понимание евроинтеграционных устремлений Украины. На встрече с политиками и экспертами он рассказал о своем видении будущего своей страны. Виктор Ющенко рассказал, каким образом Украина сможет вступить в ВТО уже в этом году, и неожиданно для всех предложил французам не забывать о существовании Белоруссии на карте Европы. Свидетелем первого дня пребывания в Париже главы украинского государства был специальный корреспондент Ъ СЕРГЕЙ СИДОРЕНКО.



Франция встретила президента Украины неприветливой погодой. За несколько минут до приземления самолета начался дождь. К тому же президентский Ил-76 приземлился в аэропорту Шарля де Голя с небольшим отставанием от графика. К этому времени стемнело, и церемонию встречи пришлось проводить под светом прожекторов. Первым пунктом в программе Виктора Ющенко стало посещение влиятельного в стране Французского института международных отношений. Приглашения на эту встречу и дискуссию с украинским лидером рассылали французским политикам, политологам и депутатам. Неожиданно для журналистов в числе участников встречи оказался Омар Арфуш, скандально известный директор журнала “Папарацци”. В институт международных отношений он пришел в сопровождении главы организации “Репортеры без границ” Робера Менара. “У меня есть тема для дискуссии с президентом”,– пояснил господин Арфуш свое присутствие. В разговоре с Ъ Омар Арфуш выдвинул новые обвинения в адрес украинской власти, заявив, что его хотели вычеркнуть из списка приглашенных. “Мне вчера позвонили из института и попросили не приходить сюда. Очень извинялись, сказали, что это настоятельная просьба украинского посольства. Но я все равно пришел”,– твердо заявил он.



Мероприятие началось с двадцатиминутной речи президента о политической и экономической ситуации на Украине. По словам Виктора Ющенко, за минувшие девять месяцев все украинцы ощутили улучшение благосостояния. Это президент назвал одним из главных достижений революции. “Реальные доходы граждан выросли на 24 процента. Это то, что может сделать революция. Мы 800 тысяч новых рабочих мест сделали и еще сделаем миллионы”,– заявил он. Говоря об “оранжевой революции”, господин Ющенко позволял себе приукрашивать происходившее на Украине, очевидно, предполагая, что французы не знают деталей. Рассказывая о деньгах Майдана, он рассказывал о старичках, передававших по сто долларов через таксистов, и пенсионеров, “приносивших деньги целлофановыми пакетами”. Виктор Ющенко также заявил, что свобода и демократия являются “вечным стремлением украинской нации”. “Именно свободы хотели добиться люди на Майдане, когда Украина стояла на пороге гражданской войны,– заявил он, и тут же поправился: – Я, возможно, идеализирую. Потому что свобода слова тоже имеет определенные крайности”.



После выступления президента началась дискуссия. Первым предоставили слово Омару Арфушу. Господин Арфуш говорил не больше двух минут, но своей речи он перечеркнул все сказанное Виктором Ющенко. Он рассказал собравшимся свою версию о поджоге автомобиля своего брата, Валида Арфуша (последний раз Ъ писал об этом 11 ноября), назвал этот инцидент терактом и обвинил в его организации неких “советников Ющенко”. Господин Арфуш также заявил, что украинская власть преследует журналистов, и потребовал объяснить, почему слова президента Украины расходятся с делами. Виктору Ющенко не оставалось ничего другого, кроме как опровергнуть обвинения в свой адрес. Он назвал обвинения Омара Арфуша “несерьезными” и намекнул, что тот исполняет чей-то политический заказ. “Это дело было задумано против Украины, не против меня. Я хочу это дело расследовать”,– добавил президент. Обращаясь к участникам встречи, господин Ющенко попросил их обращать внимание на демократические реформы. “А то, что сейчас там показывают фотографии моего сына,– это все уплывет, как плывет, знаете что по Парижу…” – сказал он, не подбирая корректных выражений. Впрочем, судя по лицам французских участников встречи, при переводе эта фраза подверглась редактированию.



Вернуться в политическую плоскость дискуссии помог президент института Тьери де Монбриаль, председательствовавший на встрече. “Европейский союз не может переварить увеличение, и это показал референдум по конституции. Вы действительно думаете, что Франция поддерживает Европейский союз и не может переварить увеличение? Вы действительно думаете, что Франция поддержит присоединение Украины к ЕС? И где вы видите границы Евросоюза в этом случае?” – задался вопросом господин де Монбриаль. Виктор Ющенко ответил уклончиво, заявив, что в перспективе в Евросоюз войдут все государства Европы. “То, что произошло сейчас,– это не остановка, это пауза. Франция показала маленькую желтую карточку расширению ЕС”,– сказал он, вызвав смех в зале. На вопрос о будущем Белоруссии Виктор Ющенко ответил после некоторых раздумий: “Я не уверен, что мой ответ вам понравится, но я должен это сказать. Не надо оставлять Белоруссию в изоляции. Нужно поддерживать с ней контакты. Европа сделает плохую услугу, если закроет Белоруссию в кокон и оставит наедине со своими проблемами”.



Отдельная часть разговора его участники посвятили теме присоединения Украины к ВТО. Виктор Ющенко заявил, что ожидает присоединения Украины к этой организации в декабре. Французская журналистка с удивлением просила уточнить, о декабре какого года идет речь. Президент подтвердил, что он говорит присоединении к ВТО до конца текущего года, и сказал, каким образом он надеется обойти существующие проблемы. Виктор Ющенко считает, что Украину могут принять в ВТО, не дожидаясь утверждения Верховной радой всего списка необходимых законопроектов. “Есть нерадикальные законопроекты: о торговле животными, кожей, а также цветным и черным металлоломом. И мы не обязательно должны принять эти законы до вступления в ВТО, можем и потом, в процессе”,– пояснил он.



Примечательно, что в ходе разговора президент избегал отвечать напрямую на вопросы, касающиеся взаимоотношений Украины с Россией, и не выполнил просьбу одного из собеседников охарактеризовать президента Российской Федерации Владимира Путина. Впрочем, сегодня, на встрече с президентом Франции Жаком Шираком, ему уже не уйти от разговора по этой и другим скользким темам.



СЕРГЕЙ Ъ-СИДОРЕНКО, Париж


[Коммерсантъ-Украина, №87, 16 ноября 2005]