«Волга-Днепр» ищет деньги на «Русланы»

Share

На восстановление производства «Русланов» «Волга-Днепр» возьмет деньги в Международной финансовой корпорации.

Войдя в технологическую цепочку двух авиастроительных гигантов Boeing и Airbus, группа компаний «Волга-Днепр» получит четкий перечень заказов, под который она сможет взять деньги в Международной финансовой корпорации на восстановление производства «Русланов». Как рассказал RBC daily президент группы компаний «Волга-Днепр» и председатель совета директоров «Авиастара» Алексей Исайкин, для начала реализации этого проекта понадобится около 407 млн долл. Из них 350 дадут сами заказчики, желающие получить самые большие в мире самолеты, перевозящие негабаритные грузы (200 млн долл. станут капитальными затратами, 150 – оборотными средствами). Еще 20-40 млн долл. на НИИОКР, возможно, удастся взять из государственного бюджета. Деньги на проект будут привлечены в российских коммерческих банках и Международной финансовой корпорации. Алексей Исайкин призывает государство активнее участвовать в реализации подобных проектов, давая гарантии перед банками.


Ульяновская группа компаний «Волга-Днепр» была создана в 1990 г. Контролирует, по собственным оценкам, около 54% мировых чартерных авиаперевозок негабаритных грузов. Компания эксплуатирует десять самолетов Ан-124-100 «Руслан», два Ил-76, два Boeing-747 и пять пассажирских Як-40. В 2004 г. ее выручка составила 308,7 млн долл., в том числе от эксплуатации Ан-124-100 – 221,4 млн долл., что практически повторяет показатели 2003 г. (226,6 млн долл.). Чистый убыток – 12,3 млн долл. Около 45% акций группы компаний контролирует ее менеджмент, около 50% – группа «Каскол».


На первый этап реализации проекта восстановления производства «Русланов» в Ульяновске потребуется 407 млн долл. Из них порядка 252 млн долл. будут капитальными вложениями и НИИОКР. «Для участия в них было бы целесообразно привлечь бюджетное финансирование, – сказал RBC daily президент группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин. – На мой взгляд, разумная доля прямого участия бюджетного финансирования в этом проекте 10-20%, то есть 20-40 млн долл., в форме частно-государственного партнерства. Дальше могут быть использованы механизмы госгарантий. Как и все проекты международного масштаба, наш без участия государства просто невозможен». За счет заказчиков планируется возместить 200 млн долл. капитальных затрат. Примерно 100-150 млн долл. «Волга-Днепр» планирует привлечь самостоятельно. В первую очередь это средства государственных банков и международных кредитных институтов. В частности, речь идет о Внешторгбанке, Внешэкономбанке, Сбербанке, с которыми сейчас «Волга-Днепр» ведет переговоры. «Это, по сути, государственные банки, призванные проводить линию государства, направленную на поддержку высокотехнологичных отраслей (и авиапрома в том числе), их участие в производстве «Русланов» логично», – говорит президент ГК «Волга-Днепр». Однако из-за того, что эти банки не дают средства на срок более чем 10 лет, компания обратится за финансовой помощью в Международную финансовую корпорацию (МФК), отмечает г-н Исайкин.


В компании «Волга-Днепр» считают, что общий оборот по проекту составит около 6 млрд долл. Эта цифра состоит из суммы затрат на производство самолетов (всего планируется сделать 50-55 машин, ориентировочная стоимость каждой 100-110 млн долл.) и начального этапа по модернизации производства. «В соответствии с проектом, все средства предполагается возмещать за счет заказчиков техники, среди которых и «Волга-Днепр», – поясняет Алексей Исайкин. – Никогда речь не шла о том, что весь проект будет профинансирован за счет инвестфонда».


Отечественным предприятиям, реализующим подобные проекты, ничего не остается, как обращаться за помощью к международным финансовым организациям или к государству, считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Гайрат Салимов. Государственные частные банки не могут на себя принимать риск разрыва между сроками привлечения денег и их размещения. «Если вы вложите средства на длительный срок и профинансируете проект короткими кредитами, то в случае серьезного скачка ставок на финансовом рынке просто исчезнете», – уверен г-н Салимов. В отличие от отечественных банков, Международная финансовая корпорация изначально была создана для того, чтобы заниматься подобными проектами развития. Все деньги, которые у нее есть, «длинные» и выдаются в среднем на 20 лет.


Как оказалось, «Волга-Днепр» и МФК сотрудничают уже не один год. В 2002 г. в МФК группе компаний была открыта кредитная линия. В соответствии с информацией МФК, «Волга-Днепр» взяла 20 млн долл. на увеличение оборотных средств, 30 млн долл. – на обновление парка воздушных судов и 5 – в качестве взноса за акции предприятия. По информации этой международной организации, указанные 30 млн долл. были потрачены на пополнение парка воздушных судов: один самолет был достроен из имеющейся части фюзеляжа оставшегося с 90-х годов, второй был приобретен на вторичном рынке у Министерства обороны. Комментировать планы компании «Волга-Днепр» по получению нового кредита на восстановление всего производства «Русланов» здесь отказались.


В отечественных банках признали, что дать средства на 15 лет они не могут, максимальный срок кредитов – 12 лет, и выдаются они только в валюте. Управляющий директор Первого управления по работе с крупными клиентами Внешторгбанка Вячеслав Шеянов сказал RBC daily, что «ВТБ готов рассматривать кредиты сроком до 12 лет, и если риски будут приемлемы, то пассивная база под такой длинный кредит есть». Источник, близкий к руководству Сбербанка, отметил то же самое, но добавил, что МФК не станет этим проектом заниматься. «Они не берут в залог территорию, корпуса и т. п. Они берут в залог то, что котируется во всем мире, – самолеты. Тем более что у ГК «Волга-Днепр» нет четких заказов на эту технику», – сказал собеседник. И если договора по вхождению в технологическую цепочку с Boeing и Airbus будут заключены, то они с удовольствием станут рассматриваться отечественными банками, а не этой международной структурой. При этом собеседник RBC daily надеется, что МФК сделает для ГК «Волга-Днепр» первое в своей истории исключение. Представители банков говорят и о том, что у «Авиастара» нет четкого заказа на производимые 50-55 «Русланов».


С мнением банкиров согласны и аналитики. «Чтобы запустить данный проект, надо консолидировать заказы и средства, аналогичные тому, что собирают все крупнейшие отечественные корпорации: «МиГ», «Сухой», «Иркут». Это одной частной компании не под силу», – говорит Гайрат Салимов. Совладелец компании «Волга-Днепр», председатель совета директоров группы компаний «Каскол» Сергей Недорослев с этим не согласен. Он считает, что продать 50 самолетов «Авиастару» удастся без особых проблем. «Сегодня на рынке востребованы 25 самолетов, – говорит г-н Недорослев. – Через какое-то время они потребуют замены. Рынок в течение последних 10 лет ежегодно растет на 10-20%. Что может случиться, и он прекратит расти? Это неестественно. При этом «Русланы» ничем другим заменить нельзя». Что касается 6 млрд долл., то «Авиастар» их также привлечет, так как в проекте участвуют Antonov Airlines и «Полет», и если одна из компаний откажется менять самолеты, то ей придется уйти с этого рынка, а ниша будет поделена между оставшимися, резюмирует г-н Недорослев.


Сергей Стариков


[RBCdaily, 15 ноября 2005]