«Газпром» получит 50% в операторе польского участка газопровода Ямал — Европа. В обмен Россия готова обсуждать рост тарифа на транзит газа через Польшу
Вчера министр энергетики Сергей Шматко провел переговоры с вице-премьером Польши Вальдемаром Павляком. Договорились по трем пунктам, объявил министр (его слова передали «Интерфакс» и «Прайм-ТАСС»). Во-первых, «Газпром» и польская PGNiG должны получить по 50% компании Europol Gaz (оператор польского участка газопровода Ямал — Европа). Кроме того, оператор будет работать по тарифу, который обеспечит «небольшую гарантированную прибыль». Ставку Польша должна определить до среды, отметил Шматко. И тогда Россия будет готова «начать подготовку» нового межправсоглашения о поставках газа в Польшу с новыми сроками и объемами.
О тарифах Europol Gaz «Газпром» и PGNiG спорят много лет (см. врез), о дополнительных поставках газа переговоры начались в начале года, после того как у PGNiG остался один поставщик — «Газпром» (раньше была еще швейцарская Rosukrenergo).
А вот вопрос об учредителях Europol Gaz встал лишь в сентябре. Оператор создан в 1993 г., по межправсоглашению Россия и Польша должны были получить по 50% СП. Но у него три владельца: по 48% — у «Газпрома» и PGNiG, еще 4% — у польской Gaz Trading. Основные акционеры последней — та же PGNiG (около 43%), польский бизнесмен Александр Гудзоватый (36% через компанию Bartimpex) и «Газпром» (16%), говорит вице-президент Bartimpex Ян Антосик.
«Я не хочу никого обвинять, но думаю, что нужно посмотреть на коррупционность этого решения [по третьему участнику СП]», — заявил в сентябре премьер России Владимир Путин. Чиновники сразу поняли: это указание к действию, говорил тогда «Ведомостям» сотрудник Минэнерго.
Пока никто долю Gaz Trading в СП выкупить не предлагал, отмечает Антосик. Он удивлен, почему вообще встал такой вопрос: решающего голоса у этого акционера нет, по уставу все стратегические вопросы в СП принимаются, только если «за» голосуют «Газпром» и PGNiG.
Кроме того, Gaz Trading была в СП с момента учреждения, рассказывает Антосик: по польскому законодательству у акционерного общества должно быть минимум три участника. Gaz Trading предложил сам «Газпром», добавляет он; сначала концерн получил 35% этого участника, у PGNiG было 30%, у Bartimpex Гудзоватого — 25%. Потом Gaz Trading проводила допэмиссии, «Газпром» в них не участвовал, потому его доля и размылась, добавляет Антосик.
На 31 марта «Газпром» оценивал свои инвестиции в Europol Gaz примерно в $550 млн: активы СП составляли $1,9 млрд, долг — около $740 млн. Если брать эти оценки, дополнительные 2% СП могут стоить около $23 млн.
Как и когда «Газпром» и PGNiG доведут долю в Europol Gaz до 50%, не ясно. Представители PGNiG и «Газпрома» комментировать переговоры отказались. А зампредседателя правления концерна Александр Медведев заявил лишь, что в 2010 г. Польша хочет купить 11 млрд куб. м российского газа (в 2008 г. поставки были 7,9 млрд, у Rosukrenergo — 2,3 млрд).
Елена Мазнева
Ведомости, 27.10.2009, 203 (2473)