Кризис вдвое уменьшил капитализацию банков. Но бизнес на финансах вернет свою привлекательность
Банковский сектор, ставший источником финансово-экономических проблем, не просто ощутил необходимость реструктуризации бизнеса, как другие отрасли. В результате кризиса он переживает масштабные изменения.
Прежде всего с банковского олимпа было свергнуто немало «богов»: Lehman Brothers, Wachovia, Fortis… Кроме того, обанкротилось и много «мелочи», особенно в США. Только с начала этого года восемь американских банков объявили себя неплатежеспособными. Из них самым «дорогим» для Федеральной корпорации США по страхованию вкладов (FDIC) стал IndyMac с активами в $32 млрд. Как ожидают в FDIC, банкротства банков в США вскоре могут принять массовый характер. Во втором квартале этого года число проблемных американских банков увеличилось с 90 до 117 с общими активами на $78 млрд. Именно они – первые кандидаты на встречу со «свергнутыми богами».
Те же, кто уцелел, заметно «похудели» – за 2008 год мировая капитализация банков сократилась вдвое. Они потеряли почти все, чего достигли за время бума. Причем самый сильный спад в ценах банковских акций начался года назад – после краха Lehman. Citigroup, например, подешевела почти на 70%, а группа Lloyds Banking Group, входящая в «большую четверку» банков Британии, – на 65%.
Провал рыночной капитализации отразил падение привлекательности банковского сектора для инвесторов, недоверие к нему клиентов и неспособность банков пережить кризис «в плюсе» из-за сокращения доходов и роста убытков.
От декаданса к ренессансу Правда, после столь тяжелого периода прошедшие месяцы 2009 года уже не были столь мрачными. Убытки стали сокращаться, а капитализация понемногу расти. Так, Bank of America в последнем квартале 2008 года получил чистый убыток в размере $1,79 млрд. А полгода спустя (не без помощи властей) вышел на прибыль в $3,2 млрд. И хотя при этом списания банка выросли до $8,7 млрд., улучшение финансовых результатов явно пошло на пользу его котировкам. Если с момента банкротства Lehman Brothers до обнародования второй квартальной отчетности акции Bank of America подешевели более чем в два раза, то с тех пор они выросли на треть. Схожая ситуация и у многих других американских банковских гигантов, в том числе и у Citigroup и Wells Fargo. В Европе также стартовал банковский ренессанс. Там возрождение демонстрируют такие банки, как французский BNP Paribas, Deutsche Bank, испанский Banco Santander.
Впрочем, эти данные дали бы полное основание говорить о завершении кризиса, если бы тех, кто еще «не вылез из минуса», не было так много. Особенно в Европе. Убытки немецкого Commerzbank во втором квартале этого года, например, достигли 746 млн. евро (против 817 млн. евро прибыли годом ранее). А убытки швейцарского банка UBS выросли в 3,5 раза (до 919 млн. евро) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ухудшилось также состояние голландской ING Group и получающих все меньшую прибыль «французов» – Crйdit Agricole SA и Sociйtй Gйnйrale. Кроме того, даже банки, перешедшшие с убытков на прибыль, сегодня находятся в довольно шатком положении из-за неплатежей по кредитам. А платить проценты кредиторы начнут не раньше чем восстановятся их доходы, то есть не раньше прекращения роста безработицы. Поэтому, чтобы восстановить потерянные в прошлом году финансовые результаты и стоимость, банкам потребуется немало времени.
ЕЛЕНА СНЕЖКО