Болгария, похоже, передумала сворачивать совместные с Россией энергопроекты, в том числе строительство АЭС «Белене». Долю в этой электростанции могут получить и российские компании.
В пятницу министр энергетики Сергей Шматко вылетел в Болгарию на переговоры о судьбе совместных с Россией проектов. Дело в том, что новый премьер-министр этой страны Бойко Борисов еще в июле потребовал ввести мораторий на все крупные энергетические сделки, решения по которым принимались прежним правительством. В том числе приостановить переговоры по АЭС «Белене» и газопроводу «Южный поток» (см. справку). К нефтепроводу Бургас — Александруполис есть претензии с точки зрения экологии, заявил Борисов уже в сентябре. Тогда же российский премьер Владимир Путин попросил коллегу до ноября определиться, в каких проектах Болгария «готова участвовать, а в каких нет».
По трубопроводным проектам подписаны только межправительственные соглашения и рамочные документы. А вот по АЭС «Белене» — твердый контракт стоимостью 3,997 млрд евро. Это подряд на строительство, который в 2008 г. получил «Атомстройэкспорт» (входит в «Росатом»).
Накануне визита Шматко судьба АЭС была под вопросом: «Белене» не нужна Болгарии для обеспечения собственных потребностей в электроэнергии, заявил в прошлый вторник министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайков, сообщает новостное агентство Софии. В последние годы Болгария была нетто-экспортером электроэнергии, подтверждает аналитик Unicredit Securities Дмитрий Коновалов. Стоимость проекта с учетом прочих расходов, в том числе на инфраструктуру, по оценке Трайкова, может составить около 10 млрд евро. А неустойка в случае отказа от проекта не превысит 800 млн евро, заявил он.
Но теперь позиция Болгарии, похоже, изменилась. «Сотрудничество между Россией и Болгарией по всем крупнейшим энергетическим проектам будет продолжено», — объявил Шматко по итогам пятничных переговоров с Трайковым (цитата по Bloomberg). По «Белене» «мы договорились провести юридический и финансовый аудит», после чего будут определены «совместные подходы» и «финансовая модель» реализации проекта, сказал министр.
Но денег на окончание стройки у Болгарии нет, предупредил министр финансов страны Симеон Дянков. «Проект может быть жизнеспособным, если доля болгарского государства будет сокращена примерно до 20-22%», — цитирует его слова «РИА Новости». Сейчас у Болгарии 51% АЭС, оставшиеся 49% — у германской RWE. Продать долю Болгария может России, пишет «РИА Новости» со ссылкой на Дянкова. Представитель болгарского минфина от комментариев отказался.
Однако гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко, участвовавший в пятничных переговорах, также заявил, что российские компании готовы претендовать на долю в проекте строительства «Белене». О каких компаниях идет речь, Кириенко не сказал. Представитель «Росатома» Сергей Новиков это не комментирует.
Весной представитель болгарской госкомпании NEK заявлял, что инвестором «Белене» может стать «Интер РАО ЕЭС»: по его данным, компания вела переговоры с RWE о том, чтобы получить часть ее пакета. Если Болгария предложит инвесторам долю в «Белене», «Интер РАО» рассмотрит возможность участия в проекте, сказал представитель компании (в пятничных переговорах представители «Интер РАО» не участвовали, говорит источник в российской делегации). Получить комментарии RWE не удалось.
Когда и на каких условиях может состояться тендер — не ясно. Болгария определит, какой пакет может быть выставлен на инвестиционный тендер, после проведения точного финансового анализа, говорит Новиков, ссылаясь на слова Трайкова. Получить комментарии минэнерго Болгарии в выходные не удалось.
RWE за 49% «Белене» обязалась внести 1,275 млрд евро в уставный капитал компании — оператора проекта Belene Power Company, выплатить дополнительную премию в 550 млн евро и обеспечить привлечение корпоративного кредита на 300 млн евро для начала работ. Победителю нового тендера как минимум придется взять на себя расходы по капвложениям пропорционально доле, рассуждает источник в российской делегации. Если на тендер будет выставлено около 30%, выходит примерно 1,2 млрд евро.
Ирина Малкова
Ведомости, 21.09.2009, 177 (2447)