Как потратить 4,8 млрд. долларов
24,2 млрд. грн. за 93,5% акций «Криворожстали» никто не мог ожидать. Цена заоблачная, и намного превышает стартовую — 10 млрд. грн. Что делать с этими деньгами?
Рассчитывали, что итоговая сумма ненамного превысит изначальную, и, прибедняясь, думали: как бы и вернуть 4,26 млрд. грн. «Индустриально-металлургическому союзу», и покрыть дефицит бюджета в размере 6,2 млрд. грн., а если что останется — погасить долг перед Нацбанком. Вот почему продажа за 24,2 млрд. грн. вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Чиновники оказались не готовы к такому «приходу». А когда пришли в себя, задались двумя вопросами: как правительство потратит такие деньги, и какой эффект поступление валюты вызовет на внутреннем финансовом рынке.
Нужно сказать, что оба вопроса не могут быть актуальными. Первый — потому, что правительство не сможет потратить больше, чем прописано в бюджете. Потому что не имеет на это права. Бюджетный кодекс, основной законодательный акт в сфере государственных финансов, однозначно говорит: внеплановые доходы казны обязательно должны «предстать» перед парламентом, чтобы тот их направил на цели, которые сам же и утвердит. Правительству в лице Минфина отводится в этом случае скромная роль предложить свой вариант расходования денег. И не факт, что Верховная Рада согласится с ним. А до тех пор придется тратить только то, что прописано в законе «О бюджете»: 6,2 млрд. грн. Оставшаяся часть от 6,98 млрд. грн., которые должен собрать ФГИ для финансирования дефицита, уже, слава богу, казной получены. В январе—сентябре приватизация принесла бюджету 707,5 млн. грн.
А больше — ничего. Даже 4,26 млрд. грн., которые предназначены бывшим владельцам «Криворожстали» — «Индустриально-металлургическому союзу», — должны пройти процедуру утверждения парламентом. Ведь в 2004 году эти деньги вошли в доходную часть бюджета, и чтобы ее покинуть, должны быть признаны расходами. Пока что специальной графы в законе о госбюджете-2005 нет. То же касается оставшихся 13 млрд. грн. (24,2 млрд. грн. минус финансирование дефицита и минус компенсация индустриалистам).
Впрочем, есть один способ потратить деньги, не спрашивая разрешение парламента. Статья 20 Закона «О госбюджете на 2006 год» позволяет Минфину «осуществлять операции с государственным долгом Украины с целью экономии бюджетных средств, включая операции по обмену и выкупу государственных долговых обязательств». Условие одно — придерживаться при этом «предельного размера государственного долга на конец года». Это очень хитрый пункт, потому что в портфеле НБУ до сих пор находятся так называемые процентные внутренние гособлигации (ПОВГЗ), которыми государство оформляло долг после крушения пирамиды ОВГЗ в конце 1990-х. Кроме того, с начала прошлого десятилетия правительство должно Нацбанку много миллиардов гривен, взятых просто так, в виде кредитной эмиссии. Грехи тех лет до сих пор висят на балансе НБУ.
На начало этого года по кредитам в национальной валюте, выданным в 1991—1996 гг., правительство должно было 3,6 млрд. грн., по валютным займам 1995—1996 годов — 6,3 млрд. грн. По итогам августа по обеим статьям в портфеле НБУ значились 9,4 млрд. грн. Кроме них, есть ПОВГЗ-2000 на 6,4 млрд. грн., из которых значительную часть Минфин погасил весной этого года. Сделка по замещению долга путем продажи нерезидентам ОВГЗ с меньшей доходностью получилась сомнительной, потому что раньше НБУ все, что получал в виде процентов, тут же переводил в казну, а теперь Минфин вынужден хоть меньше, но платить в экономику. Но все сделали вид, что не заметили. ПОВГЗ осталось в портфеле НБУ на 2,5 млрд. грн.
Теперь у государства есть отличный шанс погасить оставшиеся долги перед самим же собой. Процедура выглядеть будет именно так: нужную сумму спишут и с долга, и со счета Госказначейства в гривне. Она «исчезнет». Денег хватит, чтобы полностью погасить все выданные правительству кредиты, и еще немного можно направить на выкуп ОВГЗ. В таком случае, можно не опасаться внепланового выброса гривни в экономику и последующей инфляции. В «плюсе» останутся только резервы НБУ, который выкупит у победителя конкурса по продаже «Криворожстали» Mittal Steel 4,8 млрд. долл.
Но очень большие сомнения возникают в том, что чиновники дадут просто так исчезнуть полученным миллиардам. «На 1 млрд. грн. — это пристойная сумма денег», — заявил министр финансов Виктор Пинзенык после приватизационного конкурса, имея в виду погашение долга перед НБУ. То есть, на 10 млрд. грн. правительство уже имеет свои виды.
Что это за направления? «Компенсация ставок по кредитам, реализация некоторых инвестиционных проектов, например, по строительству метро или в авиастроении, увеличение капитализации госбанков», — предлагает Пинзенык. «На развитие», — вторит ему премьер Юрий Ехануров. Одним словом, на расходы развития, что явно предпочтительнее, чем «социалка», поскольку не вызывает взрыва потребительских цен сразу же после поступления в экономику. Являются ли эти предложения окончательными, и одобрит ли их парламент, покажет время. Пока что важным должно быть лишь то, что кроме 6,2 млрд. грн., предусмотренных законом о бюджете-2005, в экономику ни копейки не попадет от полученных 24,2 млрд. грн. Как нельзя кстати — и без того инфляция зашкаливает.
Сергей Лямец
Киевские ведомости, №233 (3619), Четверг, 3 Ноября 2005