Государство должно сдерживать свободные цены на электричество, если их рост больше, чем в предыдущие три года. Такой механизм при чрезвычайных ситуациях предлагает ФСТ.
Государство может регулировать свободные цены на электричество, если на рынке чрезвычайная ситуация, дефицит мощностей или нет конкуренции, гласит закон «Об электроэнергетике». Но как это будет работать, должно быть прописано в постановлении правительства, проект которого подготовили Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и Минэнерго совместно с НП «Совет рынка». Документ готов, сообщила в пятницу ФСТ. Он внесен в правительство, добавила представитель службы. Однако деталей представители ведомств не раскрыли.
Их рассказали «Ведомостям» два источника, близких к Минэнерго. Суть проекта — сравнение цен с историческими, чтобы определять, когда они выросли настолько, чтобы вмешивалось государство, говорят два источника, близких к Минэнерго. Период для мониторинга цен — последние три года (начиная с 1 сентября 2006 г.), отмечают они. Например, средневзвешенную цену в понедельник — среду сравнивают с ценой в понедельник — среду предыдущей недели и т. д. в течение всего периода. Такие же расчеты производятся за неделю.
Максимальный рост цен за три года в каждом периоде (три и семь дней соответственно) «примеряется» на уровень роста в текущем году. И если он не превышает «исторический», рынок работает как работал. Если превышает, вводится механизм сглаживания цен сроком до недели, объясняют собеседники «Ведомостей». А если и эта мера не помогает, правительство отдельным постановлением вводит госрегулирование в соответствующей ценовой зоне, используя тариф ФСТ.
Разработать такое постановление поручил премьер Владимир Путин: после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС Сибирь лишилась 4,2 ГВт мощностей, ГЭС заменили в основном тепловые станции, энергия которых намного дороже. И в первые два дня после аварии — 18-19 августа — цены в регионе подскочили на 25% и 24%. «Мы живем в условиях рынка, — признал тогда Путин. — Но взлета [цен] не должно быть никакого».
Срок действия госрегулирования по закону — до 30 дней. Но проект постановления от ФСТ предусматривает, что период может быть и больше — «исходя из складывающейся ситуации на рынке», говорит один из источников «Ведомостей».
Правда, если применять новый механизм к сегодняшней цене (взяв максимальный рост цен за три года), получается, что за три дня она может вырасти в пределах 50%, а за неделю — на 30%, отмечает источник, близкий к Минэнерго. Вряд ли чиновники допустят такой рост — даже с учетом сравнительного анализа, уверен аналитик «ВТБ капитала» Михаил Расстригин, правительство будет ориентироваться максимум на 15%.
Поставщики энергии новый механизм пока не комментируют. Генкомпании «понимают его необходимость», лишь отмечает директор НП «Совет производителей энергии» Игорь Миронов: это крайняя, но временная мера при чрезвычайных ситуациях.
Есть у производителей и встречное предложение к «Совету рынка»: если государство хочет определять максимумы, то игроки — минимумы. Не должно быть ситуаций, когда цены производителей «нулевые», т. е. не дают никакой прибыли, заявил «Ведомостям» один из участников пятничного заседания совета НП. «Мы вводим верхние пределы <…> а снизу у нас все хорошо, и цена “ноль” у нас складывается очень часто в последнее время», — пояснил «Интерфаксу» еще один участник заседания.
Эту инициативу планируется рассмотреть на следующем совете НП 25 сентября, говорит источник «Ведомостей». А когда будет принят новый механизм от ФСТ, пока не ясно. Документ сырой, в правительстве его не изучали, отмечает представитель Белого дома.
Анна Перетолчина
Ведомости, 14.09.2009, 172 (2442)