Но права остались у General Motors.
После почти месяца переговоров General Motors (GM) согласился продать 55% акций немецкого Opel канадской Magna и российскому Сбербанку. В перспективе партнеры планируют развернуть масштабный выпуск Opel в России. Но сделать это они смогут только с одобрения GM — по условиям сделки с концерном должны согласовываться все планы новых владельцев Opel. Ограничения наложены и на использование технологий Opel, более того, Magna и Сбербанк обязаны перечислять GM лицензионные платежи с проданных автомобилей.
Вчера GM сообщил, что совет директоров концерна одобрил сделку по продаже Opel консорциуму канадской Magna и Сбербанка. Документы по сделке будут готовы “в течение двух-трех недель”, уточнил вице-президент GM Джон Смит. Глава Сбербанка Герман Греф сказал, что переговоры были непростыми, да и сама сделка “беспрецедентно сложна — одно соглашение о намерениях состоит из более чем тысячи страниц”. Сейчас пройден важный этап, но сделка пока не состоялась, подчеркнул господин Греф. В GM уточнили, что ее еще должен одобрить профсоюз концерна, но его глава Клаус Франц уже неоднократно говорил, что поддерживает предложение Magna и Сбербанка.
Magna и Сбербанк должны заплатить за Opel ?500 млн: ?350 млн наличными и еще ?150 млн в виде облигационного займа, который будет конвертирован в акции Opel. Порядка ?4,5 млрд госгарантий по кредитам Opel должны предоставить власти Германии. Затраты Magna и Сбербанк поделят поровну, но банк выдаст кредит на ?100 млн, уточнил один из источников “Ъ”, знакомый с условиями сделки. Предметом сделки должны стать европейские заводы Opel (их семь), а также британский Vauxhall (два завода), из российских активов в сделке участвуют завод GM в Петербурге и доля концерна в СП GM-АвтоВАЗ (41,6%), говорит собеседник “Ъ”. В результате сделки GM останется владельцем 35% акций Opel (еще 10% акций получит трудовой коллектив).
Opel управляется GM Europe, и новым главой этой структуры может стать содиректор Magna Зигфрид Вольф (сейчас ее возглавляет Карл Питер Форстер), говорит один из источников “Ъ”.
Канцлер Германии Ангела Меркель, которая поддерживала предложение Magna и Сбербанка, вчера заявила, что “чрезвычайно довольна решением GM”. Оно позволит избежать закрытия заводов Opel в Германии накануне выборов в бундестаг (они назначены на конец сентября). Джон Смит уже заявил вчера, что если Magna и закроет завод Opel, то в Бельгии, хотя допустил “частичный перенос производства Opel” c одного из немецких предприятий (куда именно — не уточняется).
Ранее в Magna говорили, что ключевым рынком для Opel должна стать Россия, в том числе за счет местного производства. В партнеры Opel выбрана группа ГАЗ. Но ее присутствие в сделке, пусть и косвенно, стало важным препятствием — источники “Ъ” говорили, что GM не хотел передавать технологии Opel в российские руки. Между тем и президент Дмитрий Медведев, и премьер Владимир Путин поддерживали покупку Opel Magna и Сбербанком как раз потому, что связывали ее с возможностью доступа к новым технологиям. По словам одного из источников “Ъ”, Magna так и не смогла договориться с GM о полном использовании технологий Opel. Ежегодно она будет отчислять GM лицензионные платежи от продаж машин (3,25-5% от выручки), говорит источник “Ъ”. Размер платежей будет согласовываться с одной из структур GM, отвечающей за патенты (Global Technology Operations).
Но важнее то, что почти все свои планы в отношении Opel, в первую очередь производственную программу, Magna и Сбербанк будут обязаны согласовывать с еще одним органом при GM — так называемым Joint Product Board, куда войдут представители GM и Magna. Фактически это означает, что GM сохранит серьезное влияние на Opel и Magna будет не до конца свободна в принятии решений. “Это главный риск в сделке”,— полагает один из собеседников “Ъ”. Право последнего голоса GM — “довольно серьезное условие”, и это отчасти объясняет, почему стороны не могли договориться так долго, соглашается Михаил Пак из “Атона”. Он не думает, что GM будет препятствовать планам Magna в отношении Opel.
Но Александр Агибалов из AG Capital отмечает, что подобные ограничения вступают в противоречие с заявленными планами Magna и Сбербанка в отношении развития российского автопрома на базе технологий Opel. По мнению эксперта, взгляды GM и партнеров на планы в России могут не совпасть. Александр Агибалов полагает, что сторонам грозят противоречия, аналогичные конфликту акционеров ТНК-ВР.
Дмитрий Беликов, Седа Егикян
4 марта 2009 года концерн General Motors, готовившийся к банкротству, объявил о планах продать принадлежащие ему 55% акций компании Opel (GM участвует в капитале Opel с 1929 года, а с 1931 года владеет 100% уставного капитала).
23 апреля СМИ сообщили, что пакет акций могут совместно приобрести канадская Magna и Сбербанк. 4 мая власти Германии подтвердили канадско-российскую заявку. Интерес к Opel также проявили бельгийский инвестфонд RHJ International, итальянский автоконцерн Fiat и китайский BAIC.
30 мая канцлер ФРГ Ангела Меркель сообщила, что Opel достанется Magna и Сбербанку, которым власти Германии окажут господдержку в размере до ?4,5 млрд. Fiat назвал сделку “непрозрачной” и отозвал свою заявку.
23 июля GM объявил, что все еще рассматривает предложение RHJ, но отклоняет заявку BАIC. 28 июля Magna и Сбербанк увеличили денежную составляющую сделки со ?100 млн до ?350 млн. 14 августа партнеры отказались от полных прав на использований технологий Opel и сообщили, что “контракт готов”. Однако 21 августа совет директоров GM не вынес решения по сделке и даже обсуждал возможность отказа от продажи Opel.
2 сентября RHJ повысил денежную составляющую своей заявки с ?275 млн до ?300 млн и снизил требования по госгарантиям к властям Германии с ?3,8 млрд до ?3,2 млрд. 7 сентября попечительский совет Opel назначил принятие “принципиального решения” на 10 сентября.
Коммерсантъ, № 168 (4223) от 11.09.2009