Замглавы Нацбанка Александр Савченко обещает до конца года доллар по 7 грн.
Чем-то такие обещания напоминают канун грабительского 2008 года…
По словам Савченко, и это еще не предел: потом наша валюта продолжит укрепляться. Да так, что представитель НБУ волнуется за конкурентоспособность украинских товаров: что с ней будет, если курс изменится аж до 6 грн за доллар? Эти заявления уже вызвали в украинском интернете бурю сарказма.
«Народ поскакал сдавать баксы, – дают ответный прогноз граждане, наученные горьким опытом. – Когда сдаст – доллар станет по 15». И намекают, что из населения хотят выдавить еще немного денег на предвыборные нужды какой-то политической силы.
Накануне 2008 года, когда нам обещали стабильный доллар по 5 с половиной гривен, таких комментариев не было. Но резкие, явно искусственные перепады курса, которые за этим последовали, выбили из нас доверие к «регулятору валютной политики» вместе с заначками. Впрочем, даже если афера не повторится – цифры, названные Савченко, вызывают у независимых экспертов большие сомнения.
Знающие люди
«Семь гривен – вряд ли. Шесть – вообще фантастика»
Президент Центра антрикризисных исследований Ярослав ЖАЛИЛО:
– В нынешнем году есть предпосылки для стабильного курса, и мы прогнозировали это еще осенью. Стабилизировался внешнеторговый баланс, ужесточилась регуляторная политика НБУ… Однако вряд ли доллар будет стоить именно 7 грн. Скорее – ближе к 8. Даже если он подешевеет до 7,5, то позже инфляция изменит эту цифру до 7,7.
Политическая антиреклама на тему «вот до чего страну довели» тоже может повлиять на курс – например, вызвав страх перед дефолтом. Что до опасений, будто гривня может укрепиться до 6 за доллар – то этому я уже никаких предпосылок не вижу! Впрочем, представители НБУ не раз давали свои личные прогнозы, которые потом не оправдались. Год назад глава Нацбанка Стельмах вообще предрекал доллар по три гривни – а в конце 2008 года его подчиненные, напротив, говорили о 12 гривнях…
Оценки специалистов
«На место Стельмаха положила глаз ПР»
Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог:
– Эту волну, как мне кажется, поднимает Партия регионов. У них есть много претендентов на это место. Они хотят как можно быстрее занять этот пост. С другой стороны, в январе у Стельмаха заканчивается срок полномочий, так что кампанию против главы НБУ можно считать началом борьбы за кресло главы Нацбанка. Поэтому я допускаю, что если Стельмах не будет делать резких шагов, то кое-как досидит до окончания срока своих полномочий.
«НБУ действовал, как и другие центробанки»
Александр ЖОЛУДЬ, экономический эксперт:
– Во многом та политика, которую проводил Нацбанк во время кризиса, была похожа на политику, которую проводили в других государствах. В целом критика Счетной палаты не содержит конкретных вещей, на которые можно было бы опираться. К примеру, обвинения в том, что НБУ устанавливал различные ставки для различных банков, без пояснений не могут быть объективными.
К примеру, один кредит мог выдаваться на неделю, а другой – на год, в этой ситуации разные ставки абсолютно обоснованы. Я согласен с тем обвинением, что из-за того, что не было четко прописано, куда должно идти финансирование, часть средств выплеснулась на валютный рынок, а это привело к ослаблению гривни. Но говорить, что это было сделано с умыслом, нельзя.
Не думаю, что этот отчет будет иметь серьезные последствия и приведет к отставке Стельмаха. Это просто показательные действия.
А в это время…
Под Стельмахом опять кресло раскачивают
Вчера «Украинская правда» опубликовала выводы Счетной палаты, сделанные после проверки работы Нацбанка осенью-зимой 2008 года.
НБУ вновь обвиняют в предоставлении стабилизационных кредитов проблемным банкам, не удостоверившись, как они их будут возвращать, а также в том, что он благословил выдачу «Нафтогазу» займа в 7,6 млрд грн. И этих нарушений якобы достаточно для открытия уголовного дела по обвинению в небрежном использовании госсредств. Речь идет о выдаче банкам стабилизационных кредитов на сумму 39 млрд грн, по данным источника, деньги выдавались без нотариально заверенного залога, в неоправданно больших суммах, а банки не предоставляли программ, как они будут эти кредиты использовать.
Разумеется, этими выводами не преминет воспользоваться Временная следственная комиссия Верховной Рады по вопросам проверки деятельности НБУ в период финансового кризиса. Лодку снова начнут раскачивать, чтобы выбросить Стельмаха в мутные воды партийного дележа власти.
Набедокурил НБУ прошлой осенью, конечно, много, но справедливости ради надо отметить, что не будь приняты неординарные решения, куда больше пепелищ дымилось бы ныне на месте банков.
Прошлой осенью, когда финансовая система Украины летела в тартарары, увлекая за собой гривню и остатки экономического роста, ее падение действительно можно было контролировать, указывая направление полета и место наименее жесткой посадки. А можно было удерживать из последних сил, вцепившись за волосы, как и делал тогда НБУ. Это сопровождалось скандалами и криками со всех сторон – прежде всего из Кабмина.
Да, можно и нужно пенять Нацбанку на то, что выдал Ощадбанку 7,6 млрд грн на погашение долгов «Нафтогаза». Но если кто помнит, «Газпром» отказывался начинать переговоры о поставках газа в 2009 году, пока «Нафтогаз» не рассчитается с долгами за 2008 год – долларовый эквивалент тех самых 7,6 млрд грн.
Так что Нацбанк у нас – между молотом и наковальней. Он идет на уступки правительству, монетизирует дефицит (т.е. финансирует печатанием денег неотложные потребности бюджета), а потом его же за это и наказывают.
Хотя, вне сомнения, и Нацбанку нужно многое изменить, чтобы соответствовать требованиям новой экономической архитектуры, рождающейся на наших глазах. Ему необходимо избавляться от косноязычия, закрытости, комплекса собственного превосходства, неповоротливости.
Автор: Наталья МЕЛЕЩУК, Станислав ГОЛУБЕНКО, Владимир АЛИФАНОВ