РАО «ЕЭС России» нашло сомнительный способ пристроить непрофильный актив.
РАО «ЕЭС России» нашло применение акциям «Силовых машин». Как стало известно RBC daily, пакет акций машиностроительного концерна будет передан в управление ГидроОГК. Тем самым государство сохранит контроль над этим активом, оставляя его в единственной государственной генерирующей компании. Участники рынка опасаются, что в подобном случае может возникнуть конфликт интересов: покупателю хочется подешевле купить оборудование, а производителю – подороже его продать. При этом может пострадать качество продукции «Силовых машин», к которому и так имеются претензии.
Концерн «Силовые машины» – ведущий российский производитель и поставщик оборудования для гидравлических, тепловых, газовых и атомных электростанций. Выручка от продаж в 2004 г. составила 662 млн долл., чистая прибыль увеличилась более чем в три раза, до 10 млн долл. На данный момент основными акционерами концерна являются структуры ХК «Интеррос» (73,46%), Siemens (4,38%) и «Ленэнерго»(2,58%), другим миноритарным акционерам в совокупности владеют около 19,5% акций. Уставный капитал ОАО «ГидроОГК», которое является 100%-ной «дочкой» РАО «ЕЭС России», при учреждении составил 103,9 млрд руб. Энергохолдинг внес в него принадлежащие ему пакеты акций 15 АО-гидростанций и 100% акций ВоГЭК. На втором этапе формирования в уставный капитал ГидроОГК, в частности, будет включено имущество Новосибирской ГЭС, а также доли РАО в Чебоксарской ГЭС, Загорской ГАЭС и выделенных из ряда АО-энерго ГЭС. Реализацию этого этапа предполагается завершить до конца 2006 года. В дальнейшем предполагается переход ГидроОГК и входящих в ее состав АО-гидростанций на единую акцию.
О планах по приобретению 22,43% акций «Силовых машин» РАО «ЕЭС России» объявило 20 сентября. В его официальном сообщении говорилось, что на ближайшем заседании совета директоров, 30 сентября, этот вопрос будет рассмотрен. Если сделка состоится, то с учетом акций, находящихся в собственности ОАО «Ленэнерго», холдинг РАО «ЕЭС России» сможет аккумулировать пакет в 25% плюс 1 акция концерна. Кроме того, согласно предварительной договоренности, сделка предусматривает передачу в управление компании 30%-ного пакета акций «Силовых машин», принадлежащего «Интерросу». 30 сентября совет директоров энергохолдинга не смог высказаться по поводу покупки из-за отсутствия соответствующей директивы правительства. Однако директива не заставила себя долго ждать – 4 октября Михаил Фрадков дал свое согласие на покупку. На следующий день путем заочного голосования совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил сделку, несмотря на то что ряд миноритарных акционеров высказывался против нее.
Противники сделки отмечают, что машиностроительный концерн – непрофильный актив для РАО. Миноритариев также интересовало, откуда взять деньги на покупку акций «Силовых машин» и кто после ликвидации РАО в 2007 г. станет владельцем акций концерна. На первый вопрос ответ был найден быстро: источником финансирования будут в основном привлеченные кредитные средства. А вторая проблема, как рассказал RBC daily источник, близкий к энергохолдингу, будет решена путем передачи акций «Силовых машин» в управление ГидроОГК. Ни в РАО «ЕЭС России», ни в ГидроОГК вчера официально подобное развитие событий не комментировали.
Дмитрий Скрябин из ИГ «АТОН» назвал новую идею РАО «ЕЭС России» странной. «ГидроОГК ни к чему управлять производством оборудования, хотя компания может стать основным заказчиком «Силовых машин», – сказал он RBC daily. – Скорее, в этом больше потребностей у тепловой генерации». По словам аналитика, в ТГК гораздо больше нуждающегося в модернизации оборудования и его ремонт стоит дороже. Поэтому логичнее было бы передать «Силовые машины» в управление тепловых компаний. «Не исключено, что это связано с тем, что этот актив хотят оставить подконтрольным государству, поэтому и передают в единственную государственную генерирующую компанию», – предположил Дмитрий Скрябин. Его коллега из ФК «УРАЛСИБ» Матвей Тайц полагает, что такое решение может повысить эффективность деятельности ГидроОГК. «Значительный объем их инвестиционной программы покрывается за счет того, что делается на «Силовых машинах», поэтому в этом отношении подобный шаг выглядит вполне логичным», – считает аналитик. Источник RBC daily в РАО «ЕЭС России» подтвердил, что именно эта причина легла в основу данного решения.
Однако миноритарные акционеры РАО не видят логики в позиции менеджмента энергохолдинга. «Каждый должен заниматься своим делом. Для ГидроОГК профильная деятельность – производство электроэнергии, а не энергооборудования», – заявил RBC daily управляющий директор Prosperity Capital Management Александр Бранис. При этом, по его мнению, ни о какой синергии бизнесов говорить не приходится. «В итоге получится более низкая эффективность ГидроОГК в основном виде бизнеса и более низкая в непрофильном», – полагает он.
О возможном конфликте интересов говорят и аналитики. Получается, что покупатель будет владеть акциями производителя. Но в интересах покупателя – чтобы цена продукции была ниже, а производителю желательно, чтобы она была выше. «Не исключено и ухудшение качества продукции “Силовых машин”», – считает Матвей Тайц. По его словам, в такой ситуации получается, что если есть конкуренция, то конкурентоспособные товары третьего производителя могут быть проигнорированы в силу того, что здесь есть свои интересы. «Не всегда дешевизна оборудования является хорошим признаком», – говорит г-н Скрябин. Он напомнил проблемы Нижневартовской ГРЭС, когда здесь запускали новые турбины на 800 МВт и целый год они простаивали из-за недоделок производителя. Подобная картина наблюдалась и с одной из станций Волжско-Камского каскада, оборудование на которую поставляли те же «Силовые машины».
Елена Шестернина
[RBCdaily, 21 октября 2005]