У “Мечела” — стальные нервы

Share

“Мечел” рассчитывает пострадать от кризиса меньше, чем прочие металлурги. Компания представила традиционно хорошую для всех меткомпаний отчетность за январь—сентябрь. Однако снижать производство стали “Мечел” собирается только на 20-25%, тогда как конкуренты уже сократили мощности на 44-63%. Сам “Мечел” объясняет оптимизм эффективной структурой сбыта. Но аналитики считают, что компания вынуждена поддерживать свой сырьевой бизнес.


 


Вчера ОАО “Мечел” опубликовало отчет по МСФО за январь—сентябрь. Как и у объявивших результаты ранее конкурентов, показатели “Мечела” очень высоки. Чистая выручка выросла на 84,7%, до $8,58 млрд, операционный доход — на 167,0%, до $2,8 млрд, чистая прибыль — в 2,3 раза, до $1,637 млрд, EBITDA — на 137,7%, до $2,86 млрд. Аналитики UBS в своем обзоре объясняют высокие показатели “Мечела” ростом производства в горнодобывающем сегменте, рекордно высокой ценой реализации продукции и эффектом консолидации.


 


За счет консолидации купленных в конце 2007 года 75% акций “Якутугля” добыча угля “Мечелом” выросла почти вдвое, до 12,4 млн тонн, выпуск коксующегося концентрата — на 40%, до 9,3 млн тонн. В результате выручка по горнодобывающему сегменту обеспечила почти треть выручки “Мечела”, показав рост на 220,9%. EBITDA в сегменте выросла на 322,7%, до $1,6 млрд. Металлургический сегмент показал гораздо меньшую динамику. Рост производства стали составил 4% (до 4,7 млн тонн), проката — на 11% (до 4,3 млн тонн). Выручка в сегменте выросла на 54,8%, обеспечив 56,3% консолидированной выручки “Мечела”. EBITDA выросла на 95,9%, до $1,1 млрд. Зато ферросплавный сегмент продемонстрировал обратную динамику и при росте производства никеля на 6% получил чистый убыток в $13 млн.


 


Какие коррективы в работу компании внес экономический кризис, “Мечел” до сих пор не раскрывал. Вчера руководство компании впервые сообщило о сокращении производства. В угольном сегменте, по словам гендиректора “Мечела” Игоря Зюзина, снижение объемов составит средние для отрасли в кризис 50% (топ-менеджер и основной совладелец компании уверяет, что снижения цен при этом не происходит). Однако выпуск стальной продукции, уверяет старший вице-президент “Мечела” Владимир Полин, сократиться всего на 20-25%.


 


“Мечел” уже остановил доменную печь на Челябинском меткомбинате (ЧМК), сталеплавильный агрегат на “Ижстали” и ряд объектов на “Южуралникеле”. В то же время планы “Мечела” резко расходятся с действиями остальных металлургов. Так, Новолипецкий меткомбинат уже объявил о сокращении производства на 44%, “Северсталь” — на 50%, Магнитогорский меткомбинат — на 63%.


 


В “Мечеле” поясняют, что ЧМК загружен на 80%, а для оптимизации сбыта железной руды с Коршуновского ГОКа налажен новый канал сбыта в Китай. “Нашим преимуществом является собственная сеть, через которую мы продаем продукцию напрямую нашим потребителям, а не через трейдеров, как это многие делают”,— заявляют в компании. Представители “Мечела” добавляют, что продают в основном сортовой прокат, “на который есть спрос”. “Мечел” обещает и не сокращать сотрудников. Вместо этого, говорит Игорь Зюзин, компания “оптимизировала базу оплаты труда за счет общего сокращения рабочего времени”.


 


Однако аналитики сомневаются в адекватности надежд “Мечела”. Директор аналитического департамента UBS Алексей Морозов отмечает, что свои дистрибуторские дома есть у всех металлургов, полагая, что “падение у всех должно быть одинаковым”. По мнению Александра Пухаева из ВТБ, “Мечел” может быть вынужден сохранять объемы производства. “Причиной могла стать ситуация на рынке коксующегося угля, который занимает существенную долю в бизнесе “Мечела”,— поясняет аналитик.— В нынешней ситуации потребление коксующегося угля значительно снижается, и “Мечел” вынужден поддерживать сырьевой бизнес собственными закупками”. Впрочем, инвесторы “Мечелу” скорее поверили. При открытии торгов на NYSE котировки ADR компании выросли более чем на 10%.


 


http://kommersant.ru