“Северсталь” хочет использовать в США трансфертные цены.
Что позволено бизнесменам в США, в России — табу. “Северсталь” настроена закупать кокс у своей американской “дочки” по себестоимости. У нас такие поставки идут по рыночным ценам — иначе компанию обвинят в применении трансфертных цен.
В выходные американская “дочка” “Северстали”, Severstal North America, и Wheeling-Pittsburgh Steel Corporation объявили, что создают совместное предприятие Mountain State Carbon по производству кокса в Западной Вирджинии (США). Wheeling-Pittsburgh Steel передала в СП мощности коксового завода в Фоллансби (Западная Вирджиния), а SNA внесла $50 млн в новую компанию. В течение нескольких месяцев SNA должна вложить в Mountain State Carbon еще $40 млн, а ее общий вклад в проект — $120 млн.
Представитель Wheeling-Pittsburgh Steel Джим Косовский пояснил, что СП будет выпускать около 1,2 млн т кокса в год, а SNA и Wheeling-Pittsburgh будут делить этот объем пополам. Правда, долю, причитавшуюся партнеру в этом году, SNA выкупила за $20 млн. По оценке Александра Пухаева из ОФГ, СП закроет 50-70% потребностей SNA в коксе. А вот покупать его “дочка” “Северстали” будет по себестоимости, говорится в пресс-релизе. По оценке аналитика “УралСиба” Вячеслава Смольянинова, в США себестоимость может быть на уровне $170 за тонну, а рыночная цена достигает $240-250.
В России такой бизнес был бы невозможен. “По российскому законодательству вы не можете закупать сырье у своих же предприятий не более чем на 20% ниже рыночной цены”, — сетует менеджер одного из конкурентов “Северстали”. Американцам повезло: то, что в США нормально, — в России невозможно, замечает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. Например, стоило SNA летом пригрозить, что она выведет часть производства из Мичигана в соседние Индианаполис и Огайо, как власти штата Мичиган тут же подписали с SNA 20-летнее соглашение. По нему Severstal пообещала инвестировать в модернизацию завода в Дирборне $250 млн, получив налоговый кредит более чем на $27,8 млн. Мэрия Дирборна вдобавок утвердила для SNA 50%-ную 12-летнюю налоговую скидку примерно на $19 млн.
На отказе российских компаний от трансфертных цен сыграло и дело “ЮКОСа”. Поначалу с трансфертными ценами покончили нефтяники: по словам президента “ЛУКОЙЛа” Вагита Алекперова, его компания прекратила эту практику с 1 января этого года. Затем этот почин поддержали и металлурги, отмечает Пухаев. К примеру, тот же “Евраз” в 2003 г., используя трансфертные цены, оставлял 75% прибыли группы за границей — на двух трейдерах Ferrotrade UK и Ferrotrade Gibraltar, а с этого года его заводы показывают адекватную прибыль и даже начали платить дивиденды. В трансфертном ценнообразовании аналитики подозревали и “Мечел”, и саму “Северсталь”. Но в августе “Олкон”, входящий в “Северсталь-групп”, поставлял железорудный концентрат на “Северсталь” по цене 991 руб. за тонну (без НДС и ж/д тарифа), говорится в сообщении компании. Между тем, по данным одного из металлургов, на тот момент цена на концентрат на спотовом рынке также составляла около $35-40 за тонну. Представители “Северсталь-ресурса”, “Мечела” , “Евраза” и НЛМК в один голос заявили, что закупают сырье на своих ГОКах и в угольных компаниях по рыночным ценам. Раскрыть детали контрактов они отказались.
“Северсталь” – вторая по величине сталелитейная компания России. В 2004 г. выпустила 12,8 млн т стали. В феврале 2004 г. на базе выкупленных за $285,5 млн активов обанкротившейся Rouge Industries “Северсталь” создала 100%-ную “дочку” – Severstal North America (выпуск в 2004 г. – 2,4 млн т). Неаудированная консолидированная выручка группы по МСФО в 2004 г. – $6,4 млрд, прибыль – $1,3 млрд. Более 80% акций “Северстали” контролирует председатель ее совета директоров Алексей Мордашов.
Юлия Федоринова
Ведомости, 04.10.2005, №185 (1466)