Правление «Норникеля» рассмотрело в пятницу вопрос о судьбе непрофильных энергоактивов компании (к ним относят доли в энергохолдингах, не участвующих в обеспечении электроэнергией предприятий «Норникеля»). Как рассказал член правления «Норникеля» Александр Попов, было решено рекомендовать совету директоров рассмотреть выделение в отдельную структуру ОГК-3, а остальные энергоактивы продать, как только сложится благоприятная рыночная ситуация.
По каждому из этих активов будет приниматься отдельное решение, подчеркивает Попов. Особенно это касается блокпакета акций ТГК-14, поскольку «Норникель» разрабатывает несколько крупных медных месторождений в Забайкальском крае, где расположены мощности энергокомпании, замечает Попов. Возможно, доля в ТГК-14 вообще не будет реализовываться, оговаривается он.
Предыдущая команда менеджеров «Норникеля» в 2007 г. предлагала выделить все непрофильные энергоактивы в отдельный холдинг — «Энерго полюс». Кроме ОГК-3 (65,15% акций) и ТГК-14 речь шла об 1,72% ОГК-5 (уже продана по оферте Enel), 7,37% акций ТГК-1, 1,63% акций ТГК-5 и 3,5% акций РАО «ЕЭС России» (сейчас ликвидировано, доля «Норникеля» обменяна на 14,08% акций ОГК-3). Тогда эти активы «Норникель» оценивал в $7 млрд. Но сделку на собрании акционеров заблокировал Михаил Прохоров (владел блокпакетом «Норникеля»).
ОГК-3 — самый крупный из непрофильных энергоактивов «Норникеля» и единственный, где у него есть контроль. А на покупку акций ОГК-3 «Норникель» потратил чуть больше $3 млрд, но с начала 2008 г. компания подешевела более чем вдвое до $3,2 млрд. В результате обесценивания бумаг «Норникель» уже вынужден был списать из чистой прибыли за 2007 г. $754 млн.
Совет директоров «Норникеля» рассмотрит предложение правления 10 сентября. Если оно будет принято, вопрос вынесут на собрание акционеров. Аналитик «Траста» Александр Якубов считает, что выделение ОГК-3 приведет к росту стоимости акций компании, отчего в первую очередь выиграют акционеры «Норникеля» (так же считает Попов). Представители «Интерроса» (владеет 30% акций «Норникеля») и UC Rusal (выкупила в этом году 25% у Прохорова) пообещали озвучить позицию компаний по этому вопросу после совета директоров. Однако у UC Rusal, как и у Прохорова в прошлом, есть шанс заблокировать сделку, считает Якубов, ведь между ней и «Интерросом» идет борьба за контроль над никелевой компанией. Энергетика может стать в ней разменной монетой, считает он.