Ил-96 скоро полетит

Share

Гордость и надежда российского авиапрома самолеты Ил-96, полеты которых были запрещены месяц назад, могут простоять на приколе еще около месяца. Недавно чиновники и авиастроители объявили об устранении ряда “критических” недостатков — в частности, заменены тормозные и гидроагрегаты. Но оказалось, что лайнер все равно не может летать. Теперь авиаторы должны переделать приборные щитки в кабине пилотов.


“Президент не летает на “девяносто шестых”. Это ЧП, просто ЧП!” — бушевал в прошлый четверг премьер Михаил Фрадков на заседании правительства во время обсуждения перспектив отечественного авиапрома. На авиасалоне МАКС-2005 Ил-96 представляли как гордость отрасли, продав сразу два этих лайнера кубинской Cubana. Но оказалось, что у “гордости” слишком много недостатков. В начале августа “президентский” Ил-96 не смог взлететь из финского Турку из-за отказа тормозной системы. А 22 августа, уже после закрытия МАКСа, Ространснадзор запретил летать всем Ил-96 — для проверки и замены бракованных агрегатов и деталей.


К середине сентября чиновники и авиаторы собрали список всех своих претензий к Ил-96. Их набралось 28, в том числе к тормозной и гидросистемам, сигнализации об отказах и неисправностях двигателя, автомату тяги, который может непроизвольно отказать в полете и привести к падению скорости. Устранив эти недостатки, самолеты планировалось отпустить в небо. И о том, что эти работы закончены, отрапортовал на прошлой неделе заместитель главного инженера ВАСО Александр Анохин.


Но Ил-96 по-прежнему не могут взлететь. У лайнеров обнаружился еще один серьезный конструктивный недостаток — конструкция кнопок на приборных щитках. Этот дефект значился в общем списке, но признать его “критическим” решили недавно, говорит один из федеральных чиновников. И пока он не будет устранен, Ил-96 в небо не вернутся, добавляет он. Кнопки выполняют несколько функций — они и сигнализируют о состоянии систем самолета, и управляют самолетом, добавляет один из пилотов лайнера. Но в полете они нагреваются так, что нажать их невозможно, говорят оба собеседника “Ведомостей”. “Если у самолета, не дай бог, загорелся один из двигателей, система автоматически должна прекратить подачу топлива в него, — объясняет авиатор. — Но если этого не произошло, это придется делать в ручном режиме, нажатием кнопки, а она из-за замыкания может дать сбой”.


Всего “горячих” кнопок у Ил-96 44. Но, по заявлениям ВАСО, за “недопустимые” отказы систем самолета отвечают только 23, говорит госслужащий. С прошлой недели чиновники решали, сколько кнопок менять. И вчера сошлись на 27, заявил “Ведомостям” глава Роспрома Борис Алешин. График их замены и сами работы должны быть закончены к началу следующей недели. Роспром объявит о завершении технических работ. “Самолеты сразу или по очереди будут возвращаться в небо — окончательно мы решим в понедельник”, — говорит Алешин. Но другой чиновник, знакомый с ходом переговоров, полагает, что трех дней не хватит. “На каждый борт нужна целая бригада, кнопки нужно буквально “вываривать”, на что уходит по двое суток, — утверждает он. — И одновременно на нескольких бортах работать нельзя — людей не хватит”. В ВАСО и “Ильюшине” комментарии получить не удалось.


Елена Мазнева, Александр Беккер


[Ведомости, №183(1464), 30 сентября 2005]