Игорь Францкевич: Рынок недвижимости разогрет коррупционными деньгами!

Share


Как вы считаете, сможет ли Нацбанк снизить рост цен благодаря обвалу курса доллара?


 


Даже если мы удешевим импорт, на потребительском рынке цены вниз все равно не пойдут. Это все абсорбируется в маржу (прибыль) торговцев. Кроме того, сдвинув курс, НБУ спровоцировал людей на то, что они стали доставать деньги из подушек, снимать доллары с валютных счетов и менять их на гривню. Но в гривневом эквиваленте в банки вернулась лишь половина того, что сняли в долларах. Куда же делась вторая половина гривни?! – Она пошла на потребительский рынок. Таким образом мы нагреваем этот рынок, выбрасывая больше денег.


 


Но ведь в 2005 г. обвал доллара дал возможность снизить инфляцию на 3%?


 


Не надо забывать, что она составила уже 15,5%. Давайте будем считать, что НБУ победил инфляцию, и скромно добавим на оставшиеся пять месяцев по 1%. Мы выйдем на уровень в 20,5%. При таких обстоятельствах снижение на 3% – это ни горячо ни холодно.


 


А что нужно сделать для снижения инфляции?


 


У правительства есть гигантские деньги на счетах в Госказначействе. Главный вопрос, куда они пойдут? На развитие собственной промышленности, на инвестиционные государственные проекты или на социальные выплаты. Пока что бюджетные деньги мы примитивно проедаем. Это, конечно, здорово – кормить бабушек и дедушек. Вопрос, до какой степени мы можем это себе позволить?!


 


В последнее время банки все реже выдают кредиты на жилье, и цены на квартиры стоят. Откуда в стране было такое количество людей, покупавших дорогие квартиры и дома?


 


Это чиновники, вкладывающие в недвижимость средства, полученные путем коррупции. Для того чтобы описать ее масштабы, можно вспомнить оценки, данные россиянами своим коррупционерам: треть бюджета России перераспределяется через взятки. Давайте будем скромнее, пусть это будет 20–25% – это же гигантские деньги. Рынок как земли, так и недвижимости, с моей точки зрения, разогревался, кроме прочих факторов, и этими коррупционными деньгами.


 


Недавно некоторые эксперты заявили, что к концу года доля невозвращенных кредитов вырастет с 1% до 17%. Может ли это привести к разорению наиболее слабых банков?


 


Скорее всего, банки сами начнут тормозить потребительское кредитование, особенно большие. Ведь систем оценки рисков, построенных на общенациональной статистике, сегодня нет. Кредитные бюро сейчас дают только 20% позитивных ответов на запросы банков по кредитным историям. Это мало. Надо, чтобы было хотя бы 60%. Лучше 90%. Но это произойдет не скоро, для этого нужно накапливать статистику.


 


Сейчас уже стало тяжело получить не только ипотечный заем, но и другое кредитование тормозится. Поэтому до разорения не дойдет. Но в ситуации, при которой здесь кредитов не берут, а по внешним ссудам нужно платить, мы вполне можем приблизиться к моменту, когда у одного или двух крупных банков возникнет проблема с платежеспособностью.


 


Таит ли это какую-то опасность для клиентов банков?


 


В такой ситуации многие просто повышают ставки по депозитам. Вопрос, будут ли банки поднимать ставки до уровня инфляции? Если они повысят их до 22% годовых, то другой вопрос, куда банки будут девать эти деньги? Начнется рост цен на кредиты. Таким образом мы в себестоимость продукции начинаем закладывать инфляционный результат.


 


http://agent.ua/