Как вы считаете, сможет ли Нацбанк снизить рост цен благодаря обвалу курса доллара?
Даже если мы удешевим импорт, на потребительском рынке цены вниз все равно не пойдут. Это все абсорбируется в маржу (прибыль) торговцев. Кроме того, сдвинув курс, НБУ спровоцировал людей на то, что они стали доставать деньги из подушек, снимать доллары с валютных счетов и менять их на гривню. Но в гривневом эквиваленте в банки вернулась лишь половина того, что сняли в долларах. Куда же делась вторая половина гривни?! – Она пошла на потребительский рынок. Таким образом мы нагреваем этот рынок, выбрасывая больше денег.
Но ведь в 2005 г. обвал доллара дал возможность снизить инфляцию на 3%?
Не надо забывать, что она составила уже 15,5%. Давайте будем считать, что НБУ победил инфляцию, и скромно добавим на оставшиеся пять месяцев по 1%. Мы выйдем на уровень в 20,5%. При таких обстоятельствах снижение на 3% – это ни горячо ни холодно.
А что нужно сделать для снижения инфляции?
У правительства есть гигантские деньги на счетах в Госказначействе. Главный вопрос, куда они пойдут? На развитие собственной промышленности, на инвестиционные государственные проекты или на социальные выплаты. Пока что бюджетные деньги мы примитивно проедаем. Это, конечно, здорово – кормить бабушек и дедушек. Вопрос, до какой степени мы можем это себе позволить?!
В последнее время банки все реже выдают кредиты на жилье, и цены на квартиры стоят. Откуда в стране было такое количество людей, покупавших дорогие квартиры и дома?
Это чиновники, вкладывающие в недвижимость средства, полученные путем коррупции. Для того чтобы описать ее масштабы, можно вспомнить оценки, данные россиянами своим коррупционерам: треть бюджета России перераспределяется через взятки. Давайте будем скромнее, пусть это будет 20–25% – это же гигантские деньги. Рынок как земли, так и недвижимости, с моей точки зрения, разогревался, кроме прочих факторов, и этими коррупционными деньгами.
Недавно некоторые эксперты заявили, что к концу года доля невозвращенных кредитов вырастет с 1% до 17%. Может ли это привести к разорению наиболее слабых банков?
Скорее всего, банки сами начнут тормозить потребительское кредитование, особенно большие. Ведь систем оценки рисков, построенных на общенациональной статистике, сегодня нет. Кредитные бюро сейчас дают только 20% позитивных ответов на запросы банков по кредитным историям. Это мало. Надо, чтобы было хотя бы 60%. Лучше 90%. Но это произойдет не скоро, для этого нужно накапливать статистику.
Сейчас уже стало тяжело получить не только ипотечный заем, но и другое кредитование тормозится. Поэтому до разорения не дойдет. Но в ситуации, при которой здесь кредитов не берут, а по внешним ссудам нужно платить, мы вполне можем приблизиться к моменту, когда у одного или двух крупных банков возникнет проблема с платежеспособностью.
Таит ли это какую-то опасность для клиентов банков?
В такой ситуации многие просто повышают ставки по депозитам. Вопрос, будут ли банки поднимать ставки до уровня инфляции? Если они повысят их до 22% годовых, то другой вопрос, куда банки будут девать эти деньги? Начнется рост цен на кредиты. Таким образом мы в себестоимость продукции начинаем закладывать инфляционный результат.