Владелец крупнейшей в мире сталелитейной империи Лакшми Миттал заработал на «ArcelorMittal Кривой Рог» дивиденды в размере более одного миллиарда долларов.На что потратит деньги предприимчивый индус?
Спустя два года после того, как за рекордную по меркам отечественной большой приватизации сумму в 24 млрд. грн. была продана одна из «голубых фишек» Украины – «Криворожсталь», нынешнее ОАО «ArcelorMittal Кривой Рог» (АМКР) принесло своим новым владельцам столь же рекордные для страны дивиденды в размере 5,8 млрд. грн. Согласно решению общего собрания акционеров компании все средства были перечислены в фонд выплаты дивидендов акционерам. Таким образом, по подсчетам аналитиков инвесткомпаний, около 90% всей суммы попадет в руки главного акционера предприятия – Лакшми Миттала. Куда потратит более $1 млрд. владелец крупнейшей в мире сталелитейной империи? Достанется ли Украине часть «большого куша»?
Внутрирыночный диссонанс В свое время директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко отмечал, что главная ценность меткомбината «Криворожсталь» не столько в том, что это, несомненно, «очень хорошее предприятие», то есть – способное эффективно работать и давать большую прибыль, сколько в том, что оно является ключевым для украинского ГМК, а значит – позволяет контролировать положение дел в отрасли в целом. Впрочем, как констатируют отраслевые эксперты, именно ключевое положение АМКР в отечественной металлургии как раз и обеспечивает высокую доходность данного актива, а также гарантирует перспективу инвестиционной экспансии его владельцев в Украине.
Действительно, как напоминает генеральный директор ОАО «ArcelorMittal Кривой Рог» Жан Робер Жуэ, на сегодня предприятие является главным поставщиком на внутренний рынок Украины строительной арматуры и основного вида сырья для метизных предприятий – катанки. Кроме того, это один из трех крупнейших отечественных производителей сортового проката, более половины которого, согласно договору купли-продажи «Криворожстали», должно быть реализовано внутри страны. Согласно последним данным, предоставленным пресс-службой предприятия, в течение минувшего полугодия текущего года ежемесячные поставки этой продукции на внутренний рынок составили около 140 тыс. тонн.
При этом, по словам Жуэ, за первые шесть месяцев 2008 года цены на продукцию меткомбината выросли вдвое. Данный скачок последовал за столь же длительным периодом стабилизации в течение второго полугодия 2007 года, наступившей, в свою очередь, после полутора лет непрерывного подорожания продукции АМКР каждые один-два месяца, в результате которого год назад цены на металл внутри Украины оказались даже выше общемировых.
Одним из наиболее ярких примеров результатов ценовой политики украинского актива Лакшми Миттала (не считая, разумеется, роста прибыли), суть которой состояла в «подтягивании» внутренних цен на металлопродукцию к внешним, стали существенные трансформации на украинском рынке метизов. Так, в течение первых полутора лет с момента приобретения «Криворожстали» ее руководство постепенно повысило цену на катанку почти в два раза (с $350 за тонну с учетом НДС – осень 2005 года до $650 – начало лета 2007 года). Первым следствием этого стало стремительное падение рентабельности отечественных метизных предприятий вплоть до отрицательных величин уже в 2006 году. Второе следствие выразилось в не менее стремительном росте импорта в Украину более дешевых метизов из Китая в 2007-м.
Аналогичные тенденции возникли и на других рынках, где «ArcelorMittal Кривой Рог» является доминирующим поставщиком: рост цен на арматуру, в частности, стал одним из главных предлогов легитимации спекулятивно завышенных цен на недвижимость и т. д. В ответ на это Украинская ассоциация металлоторговцев неоднократно призывала Фонд госимущества Украины, уполномоченный контролировать выполнение инвестобязательств, взятых на себя покупателем при приватизации «Криворожстали», повлиять на ценовой диктат АМКР, а также обязать компанию в полной мере снабжать металлопродукцией внутренний рынок. Однако – безрезультатно.
В итоге в разрешение этого вопроса в начале июля вмешалась премьер-министр Украины. Юлия Тимошенко поручила правительству сопоставить цены металлургических комбинатов на отпускаемую ими продукцию для внутреннего и внешнего рынков. Причиной тому стали очередные жалобы метпотребителей на то, что цены на металлопрокат для украинских потребителей существенно превышают общемировые.
Инвестиционная экспансия Уже через год после приобретения «Криворожстали» компания ArcelorMittal, вызвав вполне достаточный резонанс на зависимых от нее рынках Украины для того, чтобы снизить капитализацию работающих на них предприятий, обнародовала свою инвестиционную стратегию по приобретению украинских активов. Как сообщил в октябре 2006 года тогдашний глава администрации по кадрам и связям с общественностью ОАО «ArcelorMittal Кривой Рог» Франк Паннир, представляемая им компания «приняла решение о целесообразности покупки украинских метизных предприятий» (которые к этому времени начали работать в убыток).
Кроме того, она «намерена сделать все возможное для того, чтобы расширить собственную сырьевую базу за счет приобретения Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР), приватизационная концепция которого на тот момент была полностью утверждена. И, наконец, АМКР выразил свою заинтересованность в покупке украинских шахт, добывающих коксующийся уголь, скорую приватизацию которых анонсировал тогдашний премьер-министр Виктор Янукович. И, наконец, ArcelorMittal заявила о готовности «существенно расширить свои транспортные возможности посредством покупки морских портов».
Нынешнее же руководство предприятия сути инвестиционных планов компании не раскрывает. Констатировав, что дивиденды уже начали выплачивать акционерам, Жан Робер Жуэ в очередной раз изложил основные этапы разработанной ранее стратегии перспективного развития комбината, одной из целей которой является рост производства жидкой стали на 30 млн. тонн в год, что, в частности, подразумевает существенное расширение и модернизацию производственных мощностей комбината.
В первую очередь речь идет о строительстве новой аглофабрики, что является одним из пунктов инвестобязательств ArcelorMittal перед Украиной, подразумевающих выведение из строя устаревших мощностей по производству агломерата, которые не соответствуют современным требованиям по защите окружающей среды. Выполнив их, то есть, как отмечает г-н Жуэ, «возведя большую и мощную аглофабрику со всеми само собой разумеющимися новейшими технологиями производства агломерата», руководство комбината в то же время сможет увеличить его выпуск до 10 млн. тонн в год.
Во-вторых, как напоминает гендиректор АМКР, план развития комбината предполагает строительство нового конвертерного цеха с двумя конвертерами суммарной производительностью 5,2 млн. тонн жидкой стали в год. Реализация этого этапа позволит увеличить ее ежегодное производство с нынешних 6,3 млн. тонн до 12 млн. тонн, то есть – почти в два раза. В-третьих, руководство меткомбината планирует построить цех с установкой непрерывной разливки стали для производства слябов. И, наконец, еще одним из этапов общего плана является строительство нового цеха горячей листовой прокатки, который будет обеспечивать производство листовой рулонной стали, используемой в строительстве, автомобильной промышленности и т. д.
Тем не менее, как констатируют эксперты, в собственных планах по расширению и модернизации производства «ArcelorMittal Кривой Рог» не только не опережает собственных украинских коллег, но даже, наоборот, несколько отстает от лидеров отрасли, не говоря уже о российских метпредприятиях, где процесс переоснащения и наращивания мощностей идет на порядок быстрее, чем в Украине. Из чего, по их мнению, следует, что высокая доходность производства на АМКР обеспечивается не столько его эффективностью и ростом капитализации предприятия, сколько «очень удобным соотношением доходов и расходов», то есть – общемировым уровнем отпускных цен на производимые товары при общеукраинских ценах на сырье, а также продукцию и услуги естественных монополий.
Сырьевой голод Как бы то ни было, но гигантский скачок спроса на основные виды металлургического сырья – ЖРС и кокс, сопровождающийся его катастрофическим подорожанием, ставит в уязвимое положение даже столь мощные интернациональные металлургические корпорации, как ArcelorMittal. Так, по подсчетам экспертов, сталелитейная компания №1 в мире, исходя из нынешнего положения дел и с учетом планируемых ею сделок на мировых рынках сырьевых активов, к 2011 году будет обеспечена сырьем только на 70%.
При этом отдельные предприятия империи, в том числе украинский актив, уже сейчас закупают сырье по ценам более высоким, чем запланированные, а также испытывают нехватку отдельных видов сырья или перебои в его поставках. В частности, месяц назад директор по экономике «ArcelorMittal Кривой Рог» Виталий Конопацкий выразил недовольство результатами работы Антимонопольного комитета Украины, который, исследуя положение дел на рынке ЖРС и известняка, пришел к выводу об отсутствии его монополизации. Поводом для этого стали «завышенные цены» на железорудное сырье на внутреннем рынке, диктуемые его основными поставщиками – ГОКами. Кроме того, как отмечает Жан Робер Жуэ, в течение минувшего полугодия в целом АМКР вынужден был мириться со «значительным ростом цен по всем видам приобретаемого сырья», а также периодически «испытывал дефицит угольного концентрата».
Впрочем, по словам гендиректора, «остальные виды сырья поступали в достаточном количестве» при «удовлетворительной регулярности поставок». Действительно, на сегодня меткомбинат использует железорудное сырье собственного производства и имеет возможность частично покрывать потребности в угольном концентрате и коксе за счет так называемых «корпоративных поставок» (то есть работать на сырье, поступающем с других предприятий, входящих в состав ArcelorMittal). Что же касается остальных нужд, то недостающие объемы кокса и угольного концентрата, а также весь объем необходимого металлолома, известняка и ферросплавов АМКР закупает на внутреннем рынке Украины.
Однако, как подчеркивают эксперты, инвестиционные планы ArcelorMittal в отношении Украины, обнародованные в свое время представителями компании, обусловлены не столько нуждами вошедшего в ее состав криворожского меткомбината, испытывающего пока лишь недостаток в коксующихся углях, сколько потребностями самой сталелитейной империи в целом. В частности, интерес Лакшми Миттала к КГОКОРу в первую очередь продиктован необходимостью в снабжении ЖРС европейских заводов корпорации. А это означает, что в случае покупки стальным гигантом тех сырьевых украинских активов, в которых он сейчас так остро нуждается, они будут работать уже не на отечественную экономику, а, подобно АМКР, на ArcelorMittal в целом.
Из актива в пассив Вскоре после того, как вторжение ArcelorMittal в горно-металлургический комплекс Украины породило ряд негативных тенденций на отечественных рынках, а руководство компании обнародовало свои инвестиционные амбиции, Александр Рябченко констатировал, что «Криворожсталь» стала «хрестоматийным примером того, как, вследствие недальновидной приватизационной политики один из лучших активов отечественной экономики может превратиться в ее «пассив». По его мнению, прежде чем выставлять предприятие на продажу, власти должны были тщательно просчитать все риски, связанные с приходом в экономику инвестора, мощность которого несоразмерна ее масштабам и деятельность которого будет заведомо неподконтрольна ни одному из государственных институтов.
Но, поскольку этим никто не занимался, Лакшми Миттал заработал дивиденды, которые, по мнению аналитиков инвесткомпаний, будут направлены на развитие его холдинга. Речь идет, во-первых, о погашении многомиллиардных долгов материнской компании, то есть ArcelorMittal, а, во-вторых, о реинвестировании этих средств в новые металлургические активы. В любом случае, очевидно одно – в Украине эти деньги не останутся.
Елена Герасимова, Инвест газета, 13 июля 2008 г.