Глава группы «ТАС» объяснил, что его связывает с Александром Турчиновым и почему Украине не грозит финансовый кризис.
В последнее время вы публично заявляете о своей поддержке Александра Турчинова. Вы это делаете в рамках сотрудничества с Кабинетом Министров и Юлией Тимошенко?
Поддерживать кого-то «в рамках сотрудничества» — не в моих правилах. Если ты уважаешь человека и хорошо его знаешь, то никаких, извините, рамок тут не надо. С Александром Турчиновым я знаком очень давно. Еще с тех лет, когда он был вальцовщиком на «Криворожстали». В свое время мы вместе работали. И даже когда политика развела нас по разные стороны, наши контакты не прекращались. Очень часто мы были политическими оппонентами, но я всегда отдавал должное его бескомпромиссности, силе характера и умению стратегически мыслить. Сегодня я полностью поддерживаю начинания Турчинова на посту вице-премьер-министра. И буду поддерживать его в качестве мэра Киева, если ему удастся победить на выборах.
Моя позиция объясняется очень просто. Во-первых, я считаю Александра Валентиновича способным администратором, что он уже не раз доказывал, работая на различных должностях. Меня даже удивило, насколько хорошо о нем отзывались профессиональные работники СБУ, которые не всегда воспринимают на руководящих должностях даже своих кадровых коллег. Во-вторых, он незаангажированный политик, способный адекватно и гибко реагировать на любые ситуации. Он не крохобор и не запятнал себя «грязными» деньгами. Увлекшись перманентными выборами, сегодня мы слишком политизируем все вопросы и забываем о конструктиве. На мой взгляд, нам надо перестать играть в партийные песочницы и заниматься делом. Поэтому я считаю, что какими бы политическими принципами не руководствовалось правительство, если оно принимает разумные решения, я буду их поддерживать. Нынешнее правительство многое хочет изменить, и я готов принять эти шаги.
Исходя из этого, я буду помогать и Турчинову, и премьер-министру, и министрам в меру своих сил и возможностей. И причина тут простая: мне небезразлично, что будет с моей страной и что будет с Киевом как столицей государства завтра. Голосовать за написанные политтехнологами красивые лозунги и обещания я не буду. Нужен конструктив.
Вы уже успели чем-то помочь правительству в новой должности сопредседателя совета по инвестициям при Кабмине?
Сейчас Совет инвесторов находится в активной стадии разработки необходимых инвесторам правительственных решений и законопроектов. Учитывая опыт европейских стран, рекомендации специалистов Мирового банка и Совета Европы, для систематизации работы с инвесторами уже создан секретариат Совета и 12 рабочих групп по самым важным экономическим направлениям. Для Украины вопрос улучшения инвестиционного климата является одним из приоритетных. Под воздействием кризисных явлений в мировой экономике зарубежный капитал сегодня сворачивает свою активность и зачастую просто приостанавливает ее. В период, когда Украина имеет отрицательное сальдо по торговле товарами, без западных инвестиционных вливаний сохранить сильную гривню будет очень трудно. Именно поэтому мы все должны очень предметно думать о создании приемлемых условий для инвесторов. Речь не идет о том, чтобы мы подстраивались под ту или иную иностранную компанию, желающую выйти на украинский рынок. Премьер-министр поставил перед нами четкую задачу: создать равные комфортные условия для западного инвестора в Украине. А то, что выгодно западному инвестору, выгодно и отечественному, выгодно Украине.
У вас уже есть конкретные предложения по улучшению инвестиционной привлекательности Украины?
Предложений очень много, и уже более двадцати из них мы передали в Кабинет Министров. Совет не единственный орган, который работает над улучшением условий для инвесторов. К примеру, Европейская Бизнес Ассоциация разработала более 200 предложений в этом ключе и представила их Кабмину. Сейчас мы проводим их анализ и готовим отчет премьер-министру с указанием тех министерств и ведомств, которые по тем или иным причинам игнорируют предложения инвесторов. Иностранные компании сами предлагают варианты, как улучшить бизнес в Украине. И оставаться равнодушными к их предложениям нельзя.
Есть ли предпосылки для финансового кризиса в Украине?
Сегодня таких предпосылок я не вижу. Высокие темпы роста цен не приведут к кризису в Украине. Проблемы могут начаться лишь тогда, когда рост ВВП замедлится до 1-2% в год. При нынешнем росте в 6-7% валового продукта в год говорить о надвигающемся финансовом кризисе в стране неразумно. Я считаю, что политики и чиновники, которые пугают кризисом в экономике, поступают непрофессионально. Даже если сегодня на мировых финансовых рынках существуют серьезные проблемы, у нас нет оснований сгущать краски, говоря об их катастрофических последствиях для Украины. Говоря откровенно, наша страна в очередной раз выиграла от слабой степени интеграции в мировую экономику. Конечно, косвенно Украина ощутит негативные последствия глобального финансового кризиса. В первую очередь речь может идти о падении спроса со стороны иностранцев на отечественную недвижимость и подорожании привлекаемых финансовых ресурсов для украинских банков. Но с другой стороны, мы будем наблюдать дальнейшее повышение спроса на украинскую химическую и металлургическую продукцию.
Проиграли ли отечественные банки борьбу за розничный рынок иностранным банкам, работающим в Украине?
Рынок — это конкуренция. И хотя нельзя утверждать, что украинские банки в ней проиграли, но, если быть объективным, мяч сейчас не на их стороне. Безусловно, денежных ресурсов у банков с иностранным капиталом больше. К примеру, как шведский банк (в прошлом году акции «ТАС-Комерцбанка» выкупил шведский Swedbank. — «ДЕЛО») сегодня мы не используем тот лимит финансовых средств для своих потребностей в Украине, к которому имеем доступ в Стокгольме. Более того, совсем недавно наш банк привлек очередной синдицированный кредит и в ближайшее время планирует и дальше привлекать финансовые ресурсы на очень выгодных условиях. Это говорит о том, что банку с иностранным капиталом гораздо легче получить доступ к дешевым кредитным ресурсам. Безусловно, отечественные банки имеют свои преимущества и хорошие возможности на розничном рынке, особенно в сегменте дорогих банковских продуктов. Но так или иначе, украинским банкам сегодня очень трудно конкурировать с иностранными финансовыми институтами. И в этой ситуации не стоить искать угрозу национальной безопасности страны. Поверьте, регулятор в лице Национального банка имеет очень много возможностей, чтобы заставить иностранные банки работать в интересах Украины и украинских граждан.
Сколько должно в стране работать отечественных, а сколько — зарубежных банков, существует ли оптимальная пропорция?
Оптимальной пропорции не существует в принципе. Государство должно оставаться в банковском секторе, как должен оставаться украинский сегмент банковского рынка. У государства, к примеру, сегодня на рынке работает два мощных и перспективных банка: Эксимбанк и Ощадбанк. Первый специализируется на корпоративных клиентах, второй — на розничном рынке. Заручившись государственной поддержкой и гарантиями, эти банки имеют огромные перспективы роста и преимущества перед иностранными. При необходимости можно бы создать и третий мощный государственный банк, что не станет проблемой для бюджета страны. Вопрос лишь в желании и организации.
Вы обещали вывести страховую группу «ТАС» в тройку лидеров украинского страхового рынка. Удалось осуществить задуманное?
Сегодня страховая группа «ТАС» имеет более 400 точек продаж и является второй крупнейшей сетью в Украине. Безусловно, управлять продажами такой широкой сети сложно. Для оптимизации бизнес-процессов внутри страховой группы мы пригласили две группы консультантов, результаты работы которых мы уже чувствуем.
Вы говорили о создании еще одной страховой компании, которая займет некую специфическую нишу на рынке. В чем будет ее специфика?
Сегодня мы просматриваем несколько страховых компаний как объекты для приобретения. До объявления сделки их названий я раскрывать не буду. Скажу лишь, что создавать еще одну универсальную страховую компанию мы не собираемся. Концентрируясь на развитии одного или двух направлений, при достаточных инвестициях даже в узком сегменте рынка можно получить хороший результат.
Группа что-то приобрела в последнее время?
Мы только что купили небольшую сеть аптек, вошли в бизнес и готовы двигаться дальше. На очереди — покупка еще двух сетей. Также мы хотим инвестировать в сельское хозяйство, даже несмотря на существующие там проблемы, связанные с правом собственности на землю.
Нам интересны новые направления работы. Мы хотим расти и создавать новые рабочие места, инвестировать деньги в отечественную экономику и получать от своей деятельности конкретные результаты. Останавливаться на достигнутом не будем.
Инфо. Тигипко Сергей Леонидович
Родился 13 февраля 1960 года в селе Драгонешты, Молдова.
В 1982 году окончил Днепропетровский металлургический институт, специальность «инженер-металлург».
С 1986 по 1991 год работал вторым секретарем Днепропетровского горкома комсомола.
Октябрь 1991 года — февраль 1992 года — заместитель председателя правления коммерческого банка «Дніпро».
1992-1997 годы — председатель правления ПриватБанка.
1997-1999 годы — вице-премьер-министр по вопросам экономики.
1999-2000 годы — министр экономики.
2000-2002 годы — народный депутат Украины.
2002-2004 годы — председатель Национального банка Украины.
2005–2007 годы — председатель правления АКБ «ТАС-Комерцбанк».
С 2007 года — председатель правления ОАО «Сведбанк».
Бизнес Тигипко
ООО «Торговый дом «ТЕКО-Днепрометиз»
ОАО «Бизнес-стандарт»
СК «ТАС»; СГ «ТАС»
ОАО «Камет»
ООО «Восточноевропейская Инвестиционная Компания»
ОАО «Днепрометиз»
ОАО «Кременчугский сталелитейный завод»
ОАО «Днепродзержинский вагоностроительный завод»
ОАО «Крюковский вагоностроительный завод»
Поговаривают, что Сергей Тигипко совместно с Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым создают машиностроительный холдинг. В него войдут Днепродзержинский и Крюковский вагоностроительные заводы, а также Кременчугский сталелитейный завод. Объединение стало возможным, после того как финансово-промышленная группа «ТАС» и ее партнеры завершили консолидацию акций Кременчугского сталелитейного завода (КСЗ), купив 38,8% акций завода у компаний, входящих в финансово-промышленные группы «СКМ» (19,4% акций) и банка «Форум» (19,4% акций).
У истоков ПриватБанка
В марте 1992 года Сергей Тигипко становится предправления нового днепропетровского коммерческого банка ПриватБанк. Согласно некоторым данным, именно Тигипко предложил основателям группы «Приват» Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову создать собственный банк. Затем Тигипко стал партнером и акционером. Позже продал свои акции основателям «Привата».
Банкир
В 2007 году Сергей Тигипко продал «ТАС-Комерцбанк» и дочерний «ТАС-Инвестбанк» шведскому банку Swedbank. Сумма сделки — $735 млн. По условиям сделки Тигипко не может инвестировать в банковский сектор Украины, а также в смежные секторы. В связи с этим в настоящий момент Тигипко продает свой третий банк — «Бизнес Стандарт».