На сегодня Кипр — наиболее популярная среди украинских предпринимателей страна. Здесь работают фирмы Рината Ахметова, Сергея Таруты, Игоря Коломойского, Константина Жеваго и других. Через Кипр в Украину (как и из Украины) идет наибольший по сравнению с другими странами объем инвестиций. В прошлом году из Кипра в Украину пришло более 8 миллиардов долларов. Причины «любви» к Кипру — либеральное налоговое законодательство.
Налоговый рай
«На Кипре остаются элементы оффшорного налогообложения, создается двойной эффект, который приводит к безналоговому выведению всех капиталов и при необходимости безналоговому возвращению этих капиталов обратно в виде иностранных инвестиций», — говорит глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин.
На Кипре взимается 10%-ный налог на доходы. Кроме того, сегодня между странами действует Конвенция 1982 года, предусматривающая нулевое налогообложение с доходов, выплачиваемых кипрским компаниям. По правопреемственности кипрская компания, которая работает на территории Украины, при условии уплаты налогов на Кипре не будет платить их в Украине. «Это часто используют фондовые компании, поскольку на Кипре операции с акциями облагаются по ставке 0%», — говорит генеральный директор консалтинговой компании «Оффшорсервис» Александр Архипов.
Теперь Кабмин настаивает на подписании с Кипром новой конвенции. Документ предусматривает выплату 10% со всех средств, которые идут на Кипр и поступающих оттуда. В противном случае правительство грозит внести Кипр в список оффшорных зон. Для бизнеса это грозит еще большим размером отчислений в бюджет.
Чем страшен оффшор?
По мнению Александра Архипова, в случае включения Кипра в список оффшорных стран украинские банки обязаны сообщать обо всех сомнительных операциях. Но самое главное — на компании, работающие в оффшорах, действуют ограничения по импорту товаров и услуг в Украину. «При перечислении средств на счета компаний, зарегистрированных в оффшорах, минимум 15% от общего оборота компании относится к прибыли и облагается налогом», — уточняет Александр Архипов. Однако последствия подписания новой Конвенции также существенно уменьшат оборот денежных средств между странами.
Спорная конвенция
По словам Сергея Терехина, в согласованной украинским правительством версии предусматривается взимание 10% налога со всех видов репатриации — процентов, дивидендов, роялти и трудовой силы. «Единственный вопрос, который на сегодняшний день не согласован с Кипром — это ставка при репатриации доходов компаний, которые более чем на 25% принадлежат кипрским компаниям. Кипрская сторона настаивает на 0%. Но ведь тогда весь этот документ потеряет смысл», — утверждает Сергей Терехин.