Когда, по-вашему, заработает рынок земли?
Если земельный комитет будет активно работать, то все необходимые для этого законы можно принять к июлю-августу. Хотя я считаю нормальным, если рынок заработает с 1 января 2009 года. Тогда можно будет предусмотреть все необходимые обстоятельства в проекте бюджета на следующий год.
В прошлом году президент опубликовал на своем сайте два законопроекта, которые необходимо принять для функционирования рынка земли — «О земельном кадастре» и «О рынке земли». Будут ли они браться за основу для рассмотрения в парламенте?
Сотрудники секретариата нашего комитета принимали участие в их разработке. Но вы должны понимать, что тогда эти проекты носили скорее декларативный, предвыборный характер. Это не был фундаментальный труд.
Существуют ли другие разработки этих законопроектов?
Уже зарегистрированы два законопроекта, разработанные народными депутатами. Появляются альтернативные проекты. Сегодня это горячая тема, и некоторые парламентарии пытаются «вкидывать» свои предложения, изменив одну или две статьи во всем документе, чтобы засветиться в законодательном творчестве.
Введение рынка земли откладывается в течение нескольких лет. Возможно, в парламенте есть заинтересованные в этом лица?
Я убежден, что в прошлом и в нынешнем созыве нет такого лобби, которое могло бы затормозить принятие необходимых законов. Да, коммунисты хотят продлить мораторий до 2011 года, Блок Литвина — до 2010-го. Но я их понимаю, потому что еще не сделан анализ земли, не проведена ее паспортизация и так далее.
В Верховной Раде зарегистрированы проекты двух временных следственных комиссий. Одна расследует приобретения депутатом БЮТ Богданом Губским земли в Киевской области, вторая проверит на причастность к земельным махинациям Секретариат президента. Есть ли основания для создания таких комиссий?
Наш комитет дал свои замечания по этим проектам. Потому как мы считаем, что к их обсуждению нужно привлекать специалистов, а не только тех, кто хочет свести счеты. Я убежден, что ни одна, ни вторая комиссия не сработают эффективно.
Какие площади сельхозугодий мы получим после открытия рынка земли?
Сегодня декларируется цифра в 36 миллионов гектаров. Но я считаю, что около 12 миллионов выйдет за этот баланс. Первая причина в стихийном распространении леса-самосева, который только по Житомирской области занял 150 тысяч гектаров. Вторая — в эрозии почвы, из-за которой ее невозможно использовать в севообороте.
Сколько земли мы недосчитаемся вследствие изменения ее целевого назначения местными советами?
Вам никто этого не скажет. Госкомзем замалчивает эту статистику, местные администрации ее не ведут, Минагрополитики вообще занято непонятно чем. Я считаю, что до открытия рынка земли можно вообще запретить изменение целевого назначения. И, поверьте, никто бы от этого не пострадал.
Каким будет механизм продажи сельскохозяйственной земли?
Кабмин предлагает пустить всю землю с аукциона. Может, это прозрачно. Но мы дадим возможность крупным финансовым корпорациям построить вертикально интегрированные структуры, которые будут владеть 100-200 тысячами гектаров и которые будут регулировать продовольственную безопасность страны.
Вы поддерживаете идею, что нужно выставить ограничения на продажу земли в одни руки?
По-моему, продажа больше тысячи гектаров одному собственнику порождает опасность монополии. Да и зачем заводам-производителям иметь большие площади? Пусть заключают контракты с фермерскими хозяйствами или кооперативами, под которые те возьмут кредиты и вырастят необходимую продукцию.
Какой должна быть цена сельскохозяйственной земли?
Цена будет зависеть от региона и от качества земли. Но мы бы хотели, чтобы владелец пая получал в среднем 10-12 тысяч гривен за гектар. И будем предлагать Кабмину, чтобы эта цифра бралась за основу при расчетах стоимости участков. В то же время будущие инвесторы считают, что средняя цена по Украине должна составлять 5 тысяч гривен.
Почему тормозится создание электронного кадастра земли?
Я считаю, что ни Кабмин, ни Госкомзем не понимают стратегического значения этого вопроса. Более того, они не боятся признать, что в нашей стране нет хороших специалистов. Почему бы для разработки кадастра не нанять мощнейшую зарубежную компанию, у которой уже есть подобный опыт?
Назовете какую-то конкретную фирму?
У меня имеется письмо, в котором аграрный министр Канады обращался к тогдашнему премьер-министру Виктору Януковичу. В нем идет речь о компании MDA, которая разрабатывала земельные кадастры в Англии, Канаде, Германии и Америке. При личной встрече их представитель рассказал мне, что компания готова за шесть месяцев разработать электронный кадастр в Украине! Причем этот проект может окупиться за год. А стоит он всего лишь 60 миллионов долларов.
Почему же Янукович не подхватил эту идею?
Насколько я знаю, были встречи между министрами, сотрудники Госагентства земельных ресурсов даже ездили в Канаду. Но парламентские выборы свели эти переговоры на нет. Недавно я написал письмо канадскому правительству, чтобы оно повторно обратилось к украинской власти. Ответа пока не последовало.
По-вашему, есть смысл в переформировании Агентства земельных ресурсов в Госкомзем?
После принятия законов о рынке земли и кадастре этой структуре больше подойдет название «агентство». Потому что, в отличие от комитета, агентство имеет право на оказание коммерческих услуг. Пока же никаких последствий изменения статуса я не вижу, поскольку мы не ощущаем поддержки со стороны Госкомзема.
Хотите сказать, он работает неэффективно?
Думаю, причина в руководстве. Что прежний его глава Игорь Яцук, что нынешний — Владимир Воеводин — это не те люди, которые могли бы взять на себя смелость и сделать прорыв.
Летом прошлого года в Обуховском районе Киевской области украли всю документацию по земле. Какими были последствия?
Наверняка, плачевными. Например, ко мне четыре дня назад пришло обращение из Бориспольского района. Там на земельные участки претендуют по два-три собственника. К крестьянам приходят «дельцы» и говорят, что имеют госакты на их паи. Людям ничего не остается, как обращаться в суд. Думаю, мы создадим рабочую группу и выедем в этот район, чтобы разобраться в ситуации.
Почему аграрный комитет не поддержал проект госбюджета на 2008 год?
Главная претензия — бюджет не учитывает вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Согласно ее условиям, мы должны перераспределить бюджетное финансирование и направить его не на поддержку отраслей, а на целевые, лизинговые программы, науку, адаптацию сертификации и стандартизации. Нужно предусмотреть компенсационные меры на тот случай, если прекратят работу мелкие производители. А этот бюджет сделан по старинке. Минагрополитики просто списало его с прошлого документа.
Нужны ли дополнительные средства на поддержку сельхозпроизводителей в связи со вступлением в ВТО?
Нет. По мере адаптации к требованиям ВТО, введения рынка земли, они будут появляться сами.
Все-таки, насколько болезненным для сельхозпроизводителей станет вступление в ВТО?
Если мы примем целевые программы и дополнительные меры по стандартизации, мы смягчим этот удар. Конечно, неконкурентным производителям придется уйти с рынка, но катастрофы не будет.
Если брать то, что мы имеем сегодня, конечно, может пострадать сахарная промышленность. Уже сейчас мы подписались под требованием ВТО, что будем ежегодно импортировать 260 тысяч тонн тростникового сырца. С каждым годом эта квота будет увеличиваться и уже в 2010 году достигнет 267 тысяч тонн.
Как бывший руководитель ассоциации «Укрмясо» можете оценить риски мясной отрасли?
После вступление в ВТО все ставки импорта будут 10%. А вся наша мясная отрасль, кроме птицеводства, еще очень слабая. Кроме того, придется принимать мировые стандарты сертификации. Наши чиновники гордятся, что 80% рогатого скота выращивают крестьяне. А как они пройдут сертификацию? Без целенаправленной политики государства — никак.
А какие возможны выгоды от вступления в ВТО?
Прежде всего, это сбыт продукции. Конечно, в ближайшие десять лет мы не сможем выйти на рынки развитых европейских стран. Но надо ли нам это? Есть третьи страны, пусть нам дадут квоты на поставку туда. Вот о чем нужно было договариваться Виктору Ющенко с Джорджем Бушем, а не о вступлении в НАТО.
Борис Колесников заявлял о том, что Партия регионов будет бороться на выборах в Киевсовет за 10% голосов. Считаете, получится их набрать?
Это вполне возможно. Партия регионов должна четко показать свое лицо.
Похоже, им станет Дмитрий Табачник.
Я уже высказывал свое мнение руководителям фракции, что кандидатом в мэры должен быть этот интеллигентный человек. Но окончательное решение до сих пор не принято. Мы не спешим с кандидатом, потому что ставим под сомнение легитимность этих выборов.
А кто же войдет в первую пятерку в Киевсовете?
Если Табачник пойдет на мэра, то будет он. Может пойти Василий Горбаль, который возглавляет столичную ячейку партии, также есть много других достойных людей.
Кого Партия регионов будет выдвигать на должность первого вице-спикера Верховной Рады?
Есть достаточно кандидатов. Это и Андрей Клюев, и тот же Дмитрий Табачник. Сергей Левочкин — чем не вице-спикер? Но пока также идет дискуссия, ведь непонятно, действительно ли коалиция отдаст нам это кресло.
Info. Николай Присяжнюк
депутат от Партии регионов, глава комитета по вопросам аграрной политики и земельных
отношений
Родился 13 января 1960 года в с. Ксаверов (Житомирская область) в семье агронома.
1986-1988 годы — главный технолог дирекции капитального строительства «Орджоникидзеуголь».
1988-1998 годы — заместитель главы кооператива «Извещатель», директор кооператива «Сервис».
1993 год — окончил Воронежский университет им. Глинки по специальности «экономика и организация производства».
1998-2002 годы — председатель правления фонда «Від щирого серця».
С октября 2002 года — первый заместитель главы Житомирской облгосадминистрации.
С 2005 года — председатель правления ассоциации производителей мяса и мясопродуктов «Укрмясо».
C 2006 года — народный депутат Украины.
Земельная арифметика
Сегодня в Украине насчитывается 22,2 млн. собственников земли, 3,2 млн. землепользователей. При этом 800 тыс. крестьян до сих пор не получили госакты на землю По данным Госкомзема, ежегодно меняется целевое назначение около 8 тыс. га земель из лесного фонда и земель сельхозназначения. Эти участки используются для строительства.
Мораторий на продажу сельхозугодий вступил в силу 1 января 2002 года вместе с принятием Земельного кодекса.
В декабре 2006 года Рада продлила срок его действия еще на год. По истечении этого срока, в январе 2008 года, депутаты проголосовали против введения очередного запрета. Но рынок так и не заработал. Для этого необходимо устранить законодательные препятствия. По условиям Земельного кодекса, рынок сельхозугодий заработает после принятия трех законов: о земельном кадастре, об изъятии земли на общественные нужды и о рынке сельскохозяйственной земли.
http://delo.ua/