Опять запахло газом

Share

Конфликт между украинским правительством и российским «Газпромом» по вопросу условий продажи газа на внутреннем рынке является прелюдией к очередной ссоре по поводу цен на топливо и условий его транзита


Преобразовывать отечественный газовый рынок премьер Юлия Тимошенко начала без промедлений — сразу после окончания новогодних каникул. Серия последовательных действий, направленных на ущемление деятельности российского газового агента на украинском рынке — компании «Укргаз-Энерго» (УГЭ), а также заявления о необходимости в разы повысить ставку транзита российского газа по нашей территории, вызвали негативную реакцию «Газпрома» и всполошили потребителей на внутреннем рынке. Однако исходя из предвыборных заявлений Тимошенко все происходящее было вполне предсказуемым.


Расчет премьера прост: предполагается, что российской госмонополии, чтобы не потерять свои позиции на перспективном украинском рынке, придется пойти на уступки. Речь может идти о частичном или полном возврате к бартерным схемам (одно из последних распоряжений Кабинета министров Юлии Тимошенко предписывает некоторым госорганам рассмотреть возможность получения российского газа в обмен на услуги по его транзиту). Но эта стратегия была бы жизнеспособной при условии, что Украина закупала бы газ по ценам, сопоставимым с теми, по которым рассчитываются Прибалтийские страны или Польша. Пока у России остается достаточно аргументов, чтобы попросту игнорировать активность украинского премьер-министра. В худшем случае повторится сценарий 2005 года, когда, воспользовавшись беспомощностью наших переговорщиков, «Газпром» сумел значительно усилить свое влияние на отечественный рынок.


Прогнозируемый хаос


Основным инструментом давления на компанию «Укргаз-Энерго» (половина акций принадлежит НАК «Нафтогаз України», другая половина — предприятию RosUkrEnergo), которая поставляет газ промышленным предприятиям страны, стала Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ). Своим решением от 8 января этот государственный орган снизил лимит поставок топлива компанией «УкргазЭнерго» потребителям с 32 до 5 млрд кубометров. Это было сделано вопреки тому, что с одной стороны это предприятие имеет на руках контракты на закупку 55 млрд кубометров газа, а с другой — четырехлетние договоры на его поставку более чем двум сотням потребителей на внутреннем рынке. Вдобавок компания «Нафтогаз України» предписала региональным газопоставляющим организациям разорвать соглашения на поставку топлива с УГЭ и заключить их непосредственно с потребителями. Руководство «Укргаз-Энерго» уже заявило о незаконности решений НКРЭ и НАКа. Более того, компания открыто заявляет, что подчиняться не намерена.



Тут возникает много вопросов. Работа облгазов и «Укртрансгаза» по прямым договорам с потребителями прямо запрещена лицензионными условиями. Сокращение лимита поставок топлива идет вразрез с коммерческими соглашениями на его поставку (закон не может задним числом ухудшать условия работы частных компаний), а также предусматривает штрафы для УГЭ в случае их невыполнения. Существует и решение суда, которое прямо запрещает любые ограничения объемов поставок газа. Однако обладая всеми властными полномочиями, правительство в конечном итоге может преодолеть любые формальные препятствия.


Люди из окружения главы Кабмина давление на «Укргаз-Энерго» объясняют необходимостью усиления НАК «Нафтогаз України», чье финансовое положение стремительно ухудшается. Якобы ограничив лимит для УГЭ, Нацкомиссия расчистит рынок поставок газа промышленным потребителям для НАКа. Казалось бы, все логично. Предприятие «Укргаз-Энерго» будет вынуждено продавать госмонополисту бо/льшую часть своего ресурса, а тот, в свою очередь, станет зарабатывать на его перепродаже.


Однако политика Кабмина в отношении крупнейшей государственной компании страны свидетельствует об обратном. Налоговое давление на «Нафтогаз України» в этом году еще больше увеличится: госбюджет предусматривает последовательное повышение фискальных ставок для НАКа по всем основным статьям. Счета госкомпании переводятся на госказначейское обслуживание, а правительство закладывает компенсационный механизм по внешним обязательствам госкомпании в бюджет. Таким образом, «Нафтогаз України» превращается не более чем в придаток Министерства финансов и фактически переводится в режим санации.


Последняя надежда, что все подобные умозаключения неверны, разбились о решение НКРЭ от 27 декабря 2007-го, которым комиссия отказала НАК «Нафтогаз України» в выдаче лицензии на поставку газа по нерегулируемому тарифу. Хотя госкомпания просила разрешение на поставку всего лишь 1,4 млрд кубометров топлива в год. Свое решение Нацкомиссия обосновала требованиями антимонопольного законодательства, согласно которому НАК вместе с родственными предприятиями не имеет права занимать более 35% внутреннего рынка газа. Госкомпании фактически отказано в праве быть монополией, и само ее существование после этого перестало себя оправдывать. Все это свидетельствует о четком курсе правительства на ликвидацию предприятия, но никак не о желании укрепить его позиции на рынке.


Наблюдатели уже успели негативно оценить действия Кабмина в отношении НАКа. «Это меры краткосрочного характера (правительственные гарантии по долгам компании. — ”Эксперт”), а не долговременная реструктуризация контролируемой государством структуры, которая несет бремя высокой задолженности перед ”Газпромом” и другими внешними кредиторами. До тех пор пока компания ”Нафтогаз України” будет вынуждена предоставлять субсидии на импортируемый газ местным муниципалитетам, она продолжит нести большие убытки», — значится в сообщении международного агентства Standard & Poor’s. До сих пор правительство старалось избегать темы повышения цен на топливо для коммунального сектора и населения. Начинать свою работу в качестве главы правительства с непопулярных решений Юлии Тимошенко явно не хочется. Но, судя по всему, рано или поздно росту цен быть.


Подготовка к подорожанию


Если Тимошенко хотела резкой и даже воинственной реакции Москвы, то она своего добилась. В прошлый четверг компания «Газпром» неожиданно заявила, что из-за сильных холодов поставки топлива из Средней Азии снизились примерно на треть (на 40 млн кубометров в сутки). Вместо туркменского, казахстанского и узбекского газа в Украину было поставлено 740 млн кубометров российского газа по цене 315 долларов за тысячу кубов. Таким образом за считанные дни расходы нашей страны на топливо увеличились почти на 100 млн долларов. Вдобавок исполнительный директор компании RosUkrEnergo и член правления «Газпрома» Константин Чуйченко заявил о наличии 830 млн долларов просроченной задолженности «Укргаз-Энерго» перед его предприятием. Поскольку половиной УГЭ владеет «Нафтогаз України», то эти долги имеют прямое отношение к НАКу.


Timosh.gif


Между тем по действующим договорам Украина не потребляет российское топливо, и никаких исключений в таком случае контракты не предусматривают. Судя по всему, россияне будут доказывать обратное. Например, может быть сказано, что раз российский газ был принят (подтверждающие это документы в цепочке «Газпром» — RosUkrEnergo — «Укргаз-Энерго» оформить задним числом будет несложно), значит, нужно платить. Видимо, таким образом «Газпром» отвечает на провокацию. Как сообщили некоторые информагентства со ссылкой на правительство Украины, ставку транзита по украинской территории тысячи кубометров российского газа на расстояние сто километров необходимо поднять с нынешних 1,70 до 9,32 доллара. Однако не чем иным, как провокацией это не назовешь — такой ставки нет ни в одной европейской стране. Неудивительно, что недавний визит нового главы НАК «Нафтогаз України» Олега Дубины в Москву для переговоров с главой «Газпрома» Алексеем Миллером не дал никаких результатов. Оказалось, что «он носил ознакомительный характер».


Заявление «Газпрома» о долгах за российское топливо нужно воспринимать как сигнал. РФ дает понять, что не имеет ничего против пересмотра нынешней газовой схемы. Но это станет возможным только при условии покупки российского топлива по европейскимценам, которые, по прогнозам «Газпрома», в 2008-м достигнут среднего уровня 350 долл./тыс. кубов. Юлия Тимошенко не может этого не понимать. Последние три года Москва последовательно настаивает на переводе газовых цен для стран-ближайших соседей на европейский уровень. Рано или поздно это произойдет. Повышение цены топлива для населения и муниципалитетов — один из необходимых шагов к энергоэффективной экономике. Нужно снизить потребление страной газа с нынешних семидесяти с лишним миллиардов кубометров до сорока-пятидесяти. И эти цифры вполне реальны. Можно увеличить собственную газодобычу, в первую очередь — на шельфе Черного моря, наконец, найти альтернативу российскому топливу, к примеру, в виде поставляемого по морю сжиженного газа.


Однако сделать все это непросто — необходимо последовательно реализовывать масштабные государственные программы по энергосбережению, инициировать крупные инфраструктурные проекты. Осуществить это гораздо сложнее, чем сваливать всю вину за состояние газового рынка на происки Москвы. А именно это, судя по нынешним действиям правительства, и намерена сделать Юлия Тимошенко.


http://expert.ua