Вместе с реакторами и самолетами Пекин приобретает поддержку Парижа
Президент Франции Николя Саркози сегодня завершает визит в Китай, в ходе которого стороны подписали ряд крупных соглашений в авиационной и ядерной сферах почти на 30 млрд долл. Пекин распахивает двери перед ведущими европейскими корпорациями, надеясь, что Париж станет активнее поддерживать его экономические интересы на предстоящем саммите Китай—Евросоюз.
По итогам вчерашних переговоров Саркози и председателя КНР Ху Цзиньтао корпорация Areva SA объявила о заключении соглашения с Гуандунской ядерно-энергетической корпорацией о поставке двух атомных реакторов третьего поколения на сумму 8 млрд евро (11,9 млрд долл.). Это крупнейший контракт для французской ядерной компании. Договор носит долгосрочный характер: реакторы вступят в строй в 2013—2014 годах, при этом до 2026 года принадлежащая Areva компания по добыче урана UraMin Inc. будет поставлять для них часть топлива. Одновременно сопровождающие Саркози представители концерна Airbus SAS заявили о заключении с китайскими партнерами двух рамочных соглашений на поставку 160 пассажирских самолетов общей стоимостью до 11,7 млрд евро (17,4 млрд долл.). В частности, КНР закупит 110 лайнеров A320 и 50 — A330, а также получит возможность разместить на своей территории сборочное производство 5% самолетов А350.
Нынешние контракты — бальзам на душу французским бизнесменам, которые в освоении рынка КНР не хотят отставать от немцев и британцев. Пекин же, отдавая многомиллиардные контракты европейским корпорациям, рассчитывает, что Франция станет активнее лоббировать его интересы в Евросоюзе. «Китай пытается максимально сильно завязаться на Европу, в которой пока еще действует ряд ограничений, включая запрет на поставки в КНР вооружений, наложенный после событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году, — сказал РБК daily эксперт Центра «Открытая экономика» Петр Козьма. — Китайцы стараются поддержать своих лоббистов среди флагманов экономики ЕС». Кроме того, нынешние контракты позволят Пекину в дальнейшем с более сильных позиций вести разговор с американскими Boeing, главным конкурентом Airbus, и концерном Westinghouse Electric Co., который летом этого года получил подряд на строительство четырех ядерных реакторов в КНР.
Ху Цзиньтао на встрече с Саркози подтвердил, что Пекин заинтересован в развитии сотрудничества в таких областях, как атомная энергетика, авиационная и аэрокосмическая промышленность, телекоммуникации. Китай также надеется, что ЕС наконец-таки признает за ним статус страны с рыночной экономикой, что, в частности, устранит препятствия для экспорта в Поднебесную высокотехнологичной европейской продукции.
Вместе с тем ЕС озабочен огромным дефицитом в торговле с КНР, который в 2006 году превысил 90 млрд долл. Европейские эксперты уверены, что причиной этому во многом является заниженная стоимость юаня (на 20—25%) по сравнению с евро, а также закрытость китайского рынка. Ожидается, что эти проблемы окажутся в центре внимания начинающегося на этой неделе в Пекине саммита Китай—ЕС, в котором примет участие премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.
«ЕС — крупнейший торговый партнер Китая (двусторонний товарооборот — 287,52 млрд долл. по итогам десяти месяцев этого года. — РБК daily), по этому показателю он уже опережает США, — подтвердил РБК daily директор британско-китайского экономического центра Strategic China Керри Браун. — Вместе с тем основная проблема не только в дефиците ЕС в торговле с КНР, но и в доступе европейских производителей на местный рынок. И, конечно, в качестве китайских товаров, поставляемых в Европу».
Владимир Павлов
27.11.2007, РБКdaily