До конца года АО «Национальная компания «Казкосмос» должна определиться с производителем двух спутников дистанционного зондирования Земли, которые ранее Республика Казахстан планировала заказать у российской РКК «Энергия». В 2006 г. конструкторское бюро «Южное» (Днепропетровск), наряду с РКК «Энергия», принимало участие в первом этапе тендера на разработку технико-экономического обоснования создания спутниковой группировки. Тогда российское предложение победило, и украинцы отказались от участия во втором этапе тендера. Но, похоже, Казахстан готов пересмотреть его результаты.
На минувшей неделе в Днепропетровске побывали представители бизнес-кругов Казахстана, которым были вручены новые предложения КБ «Южное» и НПО «Южмаш». Как стало известно «ДС», Киев готов поделиться с Астаной отдельными компонентами разрабатываемых в КБ спутников «Сич-3-О» и «Сич-3-Р» и предоставлять для них платформы украинского производства. Кроме того, речь может зайти о передаче Казахстану технической документации на производство микроспутника МС-2-8, который ранее был изготовлен для Египта.
В 2005 г. специалисты «Казкосмоса» уже учились проектировать спутники в Днепропетровске, однако дальше этого сотрудничество двух стран в освоении космоса не пошло. Первая программа космических исследований РК на 2005–2007 гг. была ориентирована исключительно на стратегическое партнерство с Россией. Но в этом году страна — владелец крупнейшей в мире стартовой площадки Байконур осознала, что надо диверсифицировать риски, и начала ревизию своих отношений с Белокаменной.
Как полагают наблюдатели, основной причиной охлаждения отношений стали пуски ракет «Протон» с Байконура, которые РФ делала без контроля Казахстана. Еще одним фактором является давняя мечта среднеазиатской страны о выводе российских космических войск с полигона Сары-Шаган. Как утверждают днепропетровские ракетчики, измерительный центр этого полигона имеет такой же потенциал, как и соответствующий комплекс в Евпатории. Однако Кремль не горит желанием передавать его под контроль казахской стороне в работоспособном состоянии. Из-за этих противоречий «Казкосмос» уже объявил о сворачивании совместного с Московским институтом теплотехники проектом переоборудования истребителей МиГ-31 в авиационный стартовый комплекс для запуска микроспутников и приостановил реализацию совместного проекта с РКК «Энергия» по разработке аппаратов дистанционного зондирования. Тем не менее целиком отказываться от своих космических амбиций Астана не намерена. Просто казахи дают россиянам понять, что в некоторых вопросах они могут обойтись и без них, и продолжают поиски предсказуемых космических партнеров в Украине и Франции.
Пока трудно сказать, во что определенно выльются эти поиски. Но учитывая наличие Байконура, который Казахстан в перспективе хочет видеть международным космопортом (для развития его инфраструктуры страна намерена привлечь $10–15 млрд инвестиций), украинским конструкторам там определенно найдется работа. Ранее «Казкосмос» уже зарезервировал для себя 10 га из 320 га в технопарке Алмалык под Алматы, где собирается развивать космические технологии, в том числе изготавливать спутники. По данным местных СМИ, казахские ученые в последние годы и сами генерировали немало проектов, например, экологического мониторинга территории страны в реальном времени или отправки в дальний космос отработанного ядерного топлива.
Ярослав Дмитренко
12.11.2007, Деловая столица