Сейчас мы имеем 49 льготных категорий при получении квартиры. На квартирном учете в нашем государстве состоит 1,5 млн. семей и одиноких людей. Из них правом первоочередного и внеочередного получения жилья пользуются 29%, или 437 тыс. семей. К ним можно добавить примерно 80 тыс. семей военных, которые состоят на квартирном учете по месту службы. В течение последних лет ежегодно получали жилье 1,6% состоящих на учете. Нетрудно подсчитать, что не хватит жизни, чтобы дождаться вожделенного счастья.
Очередь длиною в жизнь
В одной лишь столице на квартирной очереди числится 140 тыс. человек. Строится же социального жилья в Киеве порядка 100 тыс. кв. м, Днепропетровске – 80, Донецке – 60. «В стране фактически нет социального жилья, – говорит начальник Главного управления жилищного хозяйства г. Киева Михаил Голица. – Человек получает квартиру и сразу же ее приватизирует».
Корень всех бед, по мнению чиновника, безусловно, – отсутствие Жилищного кодекса. В свое время люди получили квартиры, приватизировали их, продали. Другим же не досталось ничего. Проект Жилищного кодекса, который не был принят, предполагал, что социальное жилье не должно переходить в частную собственность, разве что человек захочет его выкупить по рыночным ценам.
По мнению Михаила Голицы, надо бы ограничить и перечень льготников, например, многодетными семьями, больными ДЦП, офицерами, уволенными в запас, детьми-сиротами. В свою очередь, государство должно гарантировать льготникам получение жилья в обозримой перспективе – скажем, через 5 лет. Для остальных же установить предельный срок, например, в три раза больше. Время истекло – пусть государство выдает стоимость квартиры деньгами или в каком-нибудь другом эквиваленте. А то сейчас получается, что государство делает вид, будто решает наши жилищные проблемы, а мы делаем вид, будто этому верим. На самом деле, разуверившись в том, что очередь хотя бы продвигается, люди либо сами пытаются решать свои жилищные проблемы, либо это за них делает время. И никто никому ничего не гарантирует.
Многие возлагали надежды на ипотеку. По словам Михаила Голицы, хотя у нас и есть Закон об ипотеке, но самой ипотеки практически нет. Даже в советское время строились кооперативы, которые обеспечивали жильем треть граждан. Сейчас же эта система почти не работает. И опять в основе всего – отсутствие законодательной базы. Правда, есть надежда, что в 2006 г. какой-то прогресс наметится – в госбюджете на развитие ипотеки предусмотрен миллиард.
Опыт соседей
Пока в Украине о жилищной проблеме говорят, но практически ничего не делают, Россия определенно продвинулась в этом направлении. Поскольку и пути развития, и законодательные акты у нас во многом похожи, надо полагать, что примерно такой же дорогой пойдем когда-нибудь и мы.
Как и у нас, там сейчас вводится примерно половина жилья от того, что вводилось в конце 80-х. Для сравнения – в Украине в 1989 г. построили 21 млн. кв. м. Половина вводимой жилплощади у северных соседей приходится на 10 промышленно развитых регионов. В Украине из построенных более 6 млн. кв. м в год шестая часть – в Киеве. За последнее десятилетие и у них, и у нас на треть вырос ветхий и аварийный фонд. Продолжать нет смысла, и так видно, что идем мы одними путями. Посему всегда лучше учиться на чужих ошибках. Или воспользоваться чужим опытом.
В конце 2004 г. в России был разработан пакет из почти трех десятков законов, а с 1 марта прошлого года вступил в силу Жилищный кодекс. В соответствии с ним, бесплатное социальное жилье может предоставляться только малоимущим гражданам. Все остальные должны использовать возможности, создаваемые на рынке жилья для приобретения, строительства и найма квартир.
Кстати, в большинстве развитых стран, в частности, в США, Японии, Германии люди жилье снимают. Например, в Японии, 42% населения арендует квартиры либо у государства, либо у частных владельцев. О строительстве доходных домов говорили не раз и у нас.
В соответствии с концепцией Жилищного кодекса наших соседей, государство может брать на себя ответственность по обеспечению жильем только отдельных категорий граждан. Дарить уже никто никому ничего не будет.
Если раньше при формировании очереди учитывались квадратные метры, которые занимает семья, то новые нормы ввели понятие «малоимущие граждане». Отчасти это справедливо. Ведь раньше в одной очереди оказывались и малообеспеченные, и те, кто при наличии субсидий или других механизмов могли бы решить жилищный вопрос самостоятельно.
А вот категория малоимущих получает квартиру по договору социального найма. Уровень материальной и жилищной обеспеченности тех, кто претендует на социальное жилье, устанавливается местными законами. Помимо критерия обеспеченности, разработаны программы по обеспечению жильем некоторых категорий населения, например, военнослужащих.
Ограничения в благосостоянии, по замыслу, должны привести к тому, что жилье станет более доступным для тех, кто в нем наибольше нуждается. Иными словами, сократится очередь. Порядок предоставления социального жилья следующий. Оно предоставляется в бессрочное пользование, если же гражданин улучшил свое материальное положение и потерял право на бесплатное жилье, тогда оно будет ему предоставляться за доступную плату. Размер платы определяют местные власти.
Специалисты полагают, что, введя критерий дохода, можно будет сократить очередь как минимум в четыре раза. Другой вопрос – кого считать малоимущим. В России, к примеру, для того, чтобы встать на очередь на квартиру, надо доказать, что доход семьи не превышает прожиточный минимум. Говорят, что также будет учитываться имущество, находящееся в собственности семьи. И даже если вы предъявите справку о минимальной зарплате, а у вас – дача, автомобиль и т.п., скорее всего, в постановке на очередь вам откажут. В любом случае, решать это будут местные органы власти. Противники данной идеи возражают, что таким образом создается поле для коррупции. Однако этим уже должны заниматься правоохранительные органы. По большому счету, идейная направленность все-таки верна. И в конце очереди, наконец, появится заветный ключик. В обозримом будущем.