Вопреки ожиданиям того, что Mittal Steel оплатит сделку по «Криворожсталь» до конца года, в последних числах ноября транснациональный холдинг подписал с Фондом госимущества акт приемки-передачи 93,02% акций. Однако еще большей неожиданностью стало известие о том, что Нацбанк выкупил всю сумму валюты, поступившей от Mittal Steel за предприятие перед подписанием документов. При этом остались неизвестными условия транзакции. Однако, ясно одно, что Лакшми Митталу пришлось доплачивать за «Криворожсталь» еще $48 млн.
Накануне перечисления денег за криворожское предприятие информационный рынок полнился различными слухами и дебатами. Горячие споры вызвал механизм поступления средств от продажи 93,02%-ного пакета акций «Криворожстали». Председатель Совета НБУ Валерий Геец полагал, что выкупить валюту необходимо по официальному курсу Нацбанка, т.е. $5,05/грн. В то же время, министр экономики Арсений Яценюк считал, что продажа валюты с целью последующей оплаты в гривне покупки следует провести на межбанковском валютном рынке на общих основаниях.
По словам А.Яценюка победители конкурса по продаже уже с 21 ноября начали скупку гривни на внутреннем валютном рынке страны. И, действительно, в понедельник (21 ноября) и четверг (17 ноября) Нацбанк, после длительного перерыва, был вынужден принять участие в торгах и выкупить избыточное предложение валюты по курсу $5,00/грн. Именно этот курс держался с августа на «межбанке».
В то же время, не ожидалось, что транзакция закончится уже в этом месяце. Ранее предполагалось, что 50% средств от продажи предприятия должны были поступить на счет Фонда госимущества до 27 ноября. Такую сумму гривен найти достаточно непросто, поэтому, как сообщалось со ссылкой на данные первого заместителя председателя Нацбанка Анатолия Шаповалова, Mittal Steel осуществляла операции по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Украины через «Ситибанк (Украина)» и «ИНГ Банк Украина» на протяжении нескольких недель.
Однако уже к концу прошлой недели стало известно, что Mittal Steel полностью продал валюту для покупки «Криворожстали». Вызывает много вопросов, каким образом продажа $4,8 млрд. прошла мимо внимания рынка при его месячном обороте около $3,5 млрд. Примечательно, что игроки валютного рынка полагали, что эта валюта будет еще до января создавать колебания ликвидности на рынке. Однако НБУ скупил все, не афишируя свои действия.
Причем, неизвестно, когда и как Нацбанк скупал валюту. Еще 22 ноября А.Шаповалов заявил, что продано только $0,25 млрд. Через два дня представители Mittal Steel рассказали, что на этой неделе придет только половина суммы. И вот, в пятницу НБУ и ФГИ заявили, что не только пришли все деньги, но и что они уже конвертированы в гривну и переведены на счета в Казначействе.
Примечательно, что в понедельник, вторник и среду Нацбанк выкупал излишек долларов, в четверг американские корсчета не работали из-за дня Благодарения, а в пятницу участники рынка отмечали баланс спроса и предложения на рынке. Судя по этому, можно предположить, что НБУ мог пойти в обход своих обещаний скупать валюту через рынок, а пошел мимо него.
А так, выгоду от завышенного курса гривны получил Нацбанк, который в результате осуществления указанной операции увеличил объем своих международных резервов до $19 млрд. Помимо этого, впервые валютные резервы превысили эквивалент шести месяцев импорта, а также объем денежной базы в Украине.
В то же время, если операция проводилась на «межбанке», то из-за разницы курса обмена в 5 коп., Mittal Steel была вынуждена заплатить за «Криворожсталь» не $4,792 млрд., а $4,84 млрд., то есть доплатить еще $48 млн. Причем, ходили упорные слухи о том, что НБУ собирался выкупить «металлургическую» валюту по $4,80/грн., что обернулось бы дополнительными потерями для Mittal Steel.
Скорее всего, такая скрытность была необходима, чтобы сохранить равновесие на рынке и курсовую стабильность в связи с этой операцией. Кроме того, своими действиями НБУ пытался предотвратить значительные спекуляции, чтобы уберечь от дальнейшего укрепления курса гривны других желающих продать валюту. В частности, тех же металлургов, которые и так серьезно пострадали от ревальвации гривны в апреле этого года.