Китай, стабильно сохраняющий лидирующие позиции в мире по производству и потреблению металла, быстро меняет свои амплуа: из страны с гигантским объемами импорта стали он перешел в категорию ее экспортеров, затем ввозимые тоннажи вновь превысили количество вывезенной стали и Китай утратил свой титул нетто-экспортера. Но и здесь ситуация уже не та, что была несколько лет назад – если раньше китайские потребители ввозили очень большой ассортимент стали, то сейчас страна нарастила собственное производство продукции низкого передела и нуждается только в высококачественной готовой стальной продукции. Возможность продавать в Китае дорогую продукцию, стимулирует крупнейшие меткомпании заходить на рынок КНР либо организуя совместные предприятия, либо покупая долю в метпредприятиях.
Чтобы уменьшить зависимость от импорта в этом секторе Китай поощряет создание в стране предприятий, использующих самые современные технологии и соблюдающих экологические требования. Естественно, что поставщиками таких производственных технологий стали известные мировые компании, заинтересованные в выходе на перспективный рынок Китая.
Но, как выяснилось после обнародования основных положений китайской программы развития металлургии, в стране рады далеко не всем инвесторам, и далеко не всем потенциальным инвесторам пришлись по вкусу новые правила игры, предложенные Национальной комиссией по развитию и реформам (NDRC). Официальный Пекин, всерьез озабоченный состоянием метсектора страны и неконтролируемым ростом производства стали, грозящим не только обвалом рынка, но и общеэкономическим кризисом, все же не хочет утратить влияния на метпромышленность и в своей программе выписал специальные правила для зарубежных инвесторов.
Что Пекин предлагает иностранцам? Во-первых, зарубежные инвесторы не получат полного контроля над метактивами. Это принципиальная позиция китайских властей. Во-вторых, создание новых мощностей и приобретение акций в уже работающих китайских метпредприятиях разрешается только тем зарубежным компаниям, чьи объемы производств превышают 10 млн. т нерафинированной или 1 млн. т легированной стали в год.
В-третьих, зарубежные организации, не имеющие непосредственного отношения к металлургии, будут допускаться к участию в китайских мощностях только после предоставления свидетельств своей финансовой надежности и высокой репутации. Но таким компаниям разрешено работать только с действующими меткомбинатами, а не строить собственные мощности.
Принятые ограничения несколько поумерили пыл иностранных металлургов, рвущихся на благодатный китайский рынок. А ко всему еще в КНР часто меняются законы, касающиеся внешнеэкономической деятельности, торговли, экспортных и налогов льгот. У иностранных инвесторов (при условии попадания в число «счастливчиков» список обязательств явно перевесит список прав). Такие жесткие рамки стали причиной отказа австралийской Rio Tinto делать прямые инвестиции в Китай, несмотря на высокую заинтересованность в развитии китайского направления бизнеса. Австралийцы боятся неясности в законодательной сфере и пока воздерживаются от выхода на рынок страны.
Кто-то воздерживается, кого-то просто не пускают, но по состоянию на сегодняшний день в Китае успели «отметиться» практически все лидеры мировой металлургии. Если они еще не построили собственных производств, то являются участниками совместных с китайской стороной предприятий. Список компаний, имеющих интересы и активы в КНР, выглядит достаточно солидным: Mittal Steel, Arcelor, Nippon Steel, Posco, ThyssenKrupp, BlueScope Steel и другие. В ближайшее время к этим компаниям может присоединиться российская «Северсталь».
Южнокорейские соседи давно проложили дорожку на рынок Китая. В частности, Posco имеет прочный фундамент для увеличения своего присутствия на рынке страны. В «Поднебесной» действует около 14 совместных предприятий с участием Posco. В планах компании – дополнительные инвестиции в размере $1,4 млрд. в металлургию Китая до 2006 г. Большинство средств будет потрачено на увеличение объемов производства оцинкованного и нержавеющего проката для автомобилестроителей. Среди основных потребителей продукции китайских подразделений Posco можно назвать таких автогигантов как Kia Motor, Hyundai Motor, Nissan, которые уже также обзавелись собственными производственными мощностями в Китае и нуждаются в качественной стали.
В конце 2004 г. китайские предприятия Nissan Motor и Suzuki Motor были вынуждены остановить производство автомобилей из-за нехватки автостали. Летом 2004 г. Posco и китайская Benxi Iron & Steel начали строительство завода по выпуску 1,9 млн. т холодного проката в год. Мощности должны быть готовы к эксплуатации весной 2006 г. В марте 2005 г. Posco и еще один китайский сталепроизводитель Qingdao Steel Group запустили линию холодной прокатки, способную выпускать 180 тыс. т/год. Помимо этого, южнокорейская группа подала правительству Китая на согласование проект строительства меткомплекса мощностью 10 млн. т/год. Но аналогичные планы есть и других компаний – Shanghai Baosteel Group, Wuhan Iron and Steel Group. В свете новой политики вполне возможно, что Пекин отдаст предпочтение местным сталепроизводителям.
Свой вклад в производство продукции высокого передела в Китае вносит и австралийская BlueScope Steel, ориентируясь на нужды строительной промышленности. В настоящее время компания уже запустила четыре завода по выпуску листовой стали, а в феврале 2004 г. было объявлено о новом проекте стоимостью $280 млн., специализирующемся на производстве стали с покрытием. BlueScope планирует обрабатывать холодный прокат китайского производства, что упрочит позиции компании в стране. Спрос на сталь с покрытием неуклонно растет, особенно в преддверии Олимпиады-2008, которую будет принимать Китай.
Германская ThyssenKrupp прикладывает массу усилий по развитию своей деятельности на китайской территории. В этом году в Пекине был создан холдинг, координирующий деятельность всех пяти подразделений (сталь, автомобили, подъемные устройства, машиностроение, сервис) ТК в Китае и налаживающий связи с соответствующими правительственными и административными структурами. В составе нескольких СП с местными компаниями ThyssenKrupp занимается производством оцинкованной полосы и сварных заготовок. Совместно с Baosteel ведется строительство комбината по производству нержавеющей стали Shanghai Krupp Stainless. К концу текущего года ТК планирует открыть сервисный центр, занимающийся нержавейкой. Кроме того, Thyssen Krupp сотрудничает с Angang Group, занимаясь совместным проектом строительства завода по производству 400 тыс. т горячеоцинкованной стали в год.
Китайский рынок представляет интерес и для крупнейшей европейской группы Arcelor. Еще в 2003 г. Arcelor заключил стратегический союз с японской Nippon Steel и китайской BaoSteel для строительства завода по производству холоднокатаной листовой стали для автомобилестроения самого высокого качества. И вот в ноябре 2005 г. состоялось открытие СП мощностью 1,7 млн. т плоской углеродистой стали. В его составе будут работать мощности холодной прокатки и оцинковывания. Ассортимент выпускаемой продукции включает в себя холоднокатаную сталь, оцинковано-отпущенную сталь и оцинкованную без примесей сталь. Общая мощность двух линий оцинковывания – 800 тыс. т/год. В 2006 г. предприятие выйдет на полную мощность.
Помимо участия в этом важном проекте Arcelor присматривался к двум перспективным китайским компаниям Laiwu Iron & Steel Group и Qingdao Iron & Steel. Но после объявления основных направлений новой программы развития металлургии, особенно положений об иностранных инвесторах, европейский гигант чуть было не свернул свои планы. Но все же и после запрета приобретения контрольного пакета акций Arcelor получила разрешение на покупку 38,41% пакета акций Laiwu Steel. Ги Долле, президент Arcelor, отмечает, что интересы группы не ограничиваются двумя компаниями. Да и Китай заинтересован в привлечении на свой рынок такого мощного инвестора, владеющего самыми передовыми технологиями и обладающего безупречной репутацией на мировом рынке.
Конечно же, привлекательный рынок Китай не ускользнул из сферы интересов мирового лидера Mittal Steel. В сентябре было получено решение на приобретение транснациональной группой Миттала 36,67% Hunan Valin SteelTube & Wire Company. При чем ранее Mittal Steel претендовала на 37,17% акций, но правительство несколько умерило аппетиты Лакшми Миттала, сократив долю иностранной компании в капитале Valin. Группа рассматривает покупку акций Hunan Valin как первый шаг на китайский рынок, значит впереди еще новые приобретения.
Новые проекты в Китае развивают такие известные компании как производитель алюминия Alcoa, японские сталепроизводитель JFE Steel, Nippon Steel, Asahi и Mitsui. Финская Outokumpu займется производством меди. География зарубежных инвесторов широка. К их числу планирует присоединиться и российская «Северсталь». В 2004 г. «Северсталь» вышла на второе место в национальном рейтинге производителей с результатом 12,8 млн. т стали. В составе компании функционируют подразделения в США и Европе. Среди китайских активов «Северсталь» выделила компанию Tonghua Steel Group, с объемом производства около 2,52 млн. т/год. Китайский сталепроизводитель выпускает сортовой прокат, полностью обеспечен углем и частично железной рудой. Значительная часть руды импортируется. Недавно Tonghua Steel получила право на разработку самого большого железорудного месторождения Северной Кореи. Если сделка состоится, то «Северсталь» получит доступ на вожделенный китайский рынок и сможет в дальнейшем увеличить свою долю на нем.