Будущее «Метинвеста»: 10 тезисов гендиректора

Share

Декарбонизация

СО2 отфильтровать невозможно. Его можно отлавливать и отправлять куда-то на хранение. Это не самый эффективный процесс. Где мы возьмем столько емкостей для хранения? Единственный способ снижать углеродный след – менять технологические процессы.

Мы уже включились в проработку подобных проектов совместно с Primetals, Siemens, Air Liquide (ведущие производители металлургического оборудования. – Ред.). Будем искать технологии, которые можно использовать для снижения углеродного следа в долгосрочной перспективе. Пока речь идет о смещении от традиционной металлургии с коксом, доменными печами и конвертерами в сторону прямого восстановления железа и электрометаллургии.  

Строительство электросталеплавильного завода

«Метинвест» прорабатывает вопрос строительства единого сталеплавильного комплекса с использованием технологии прямого восстановления железа (DRI) и возможностей электрометаллургии. Это позволит изначально иметь низкие выбросы СО2, а в перспективе использовать водород для получения нулевых выбросов. Завод может появиться на наших площадках либо в Запорожье, либо в Мариуполе в перспективе ближайших 10 лет. 

Комплекс мощностью 4,5 млн т стали в год будет включать два модуля прямого восстановления железа, две электропечи и две машины непрерывного литья заготовок (МНЛЗ). Мы оцениваем его строительство в $3,5-4 млрд.

«Метинвест» уже производит на Центральном ГОКе необходимое для такого завода сырье – DRI окатыши.

Мы рассчитываем, что комплекс будет выпускать слябы, основная часть которых будет перекатываться на наших предприятиях в Европе.

Источники финансирования «зеленых» проектов

Есть ли у «Метинвеста» деньги, чтобы построить новый сталеплавильный комплекс? Мы сейчас делаем все возможное, чтобы снизить существующую долговую нагрузку. Это позволит нам привлекать долгосрочное и дешевое проектное финансирование от экспортных кредитных агентств под подобные проекты.

Можно привести в качестве примера уже реализованные проекты – стан 1700 и МНЛЗ №4 на ММК Ильича. В этом случае мы также привлекали долгосрочное проектное финансирование, на 7-10 лет, под эффективную процентную ставку ниже 4%. Я думаю, что с такой современной темой как декарбонизация мы сможем это сделать вновь. 

Коксохимическое производство

При переходе на электрометаллургию значительно уменьшится наша потребность в коксе. Мы будем смотреть на ситуацию. Действительно, какие-то коксохимы нужно будет закрывать, поскольку они будут не нужны для производственного цикла.

«Запорожсталь»

Старые мартеновские печи надо закрывать. Я думаю, что когда наши разрешения на выбросы подойдут к концу, мы их закроем. В долгосрочной перспективе мы видим, что «Запорожсталь» либо останется чугунным заводом (существующие мощности перенаправят на производство чугуна с сокращением его производства. – Ред.), который отработает свой срок и закроется, либо там должно быть построено электросталеплавильное производство. На первом этапе его можно будет совмещать с доменным производством. Это даже более эффективно, чем сразу переходить на электрометаллургию.

ММК Ильича

В ближайшие 20-30 лет Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича сохранит классическую технологию производства. Естественно, там должны появиться новые доменные печи, которые соответствуют современным экологическим требованиям. Мы изучаем возможность их строительства на новом месте – ближе к центру комбината. В таком случае новое производство будет дальше от города.

Для обеспечения комбината коксом, который сейчас поступает с Авдеевского коксохима, мы рассматриваем возможность построить на комбинате одну новую коксовую батарею. Этот проект, как ни странно, поможет нам сократить углеродный след, поскольку коксовый газ – это на 70% водород. То есть мы сразу сможем использовать его для прямого восстановления железа. 

«Азовсталь»

Если мы примем решение строить новое электрометаллургическое производство в Мариуполе, то в течение 10-12 лет этот проект сможет заменить производство металла на «Азовстали». При этом я не говорю, что «Азовсталь» закроется. Там есть ещё прокатное производство, которое мы сможем продолжать использовать, и оно гораздо более экологически безопасное.

Электрометаллургические мощности могут располагаться в районе аглофабрики ММК Ильича, Это позволит осуществить мечту мариупольцев и «передвинуть» «Азовсталь» из центра города.

Инвестиции в экологию

За 10 лет Метинвест направил на экологические инициативы более 3,4 млрд долларов. Из  них почти 1 миллиард долларов – на реализацию инвестпроектов с экологическим эффектом. За прошедший 2020 год эта сумма составила 200 млн долларов. Конечно же, среди наших самых крупных экологических проектов последних лет – модернизация газоочисток на аглофабрике ММК имени Ильича.

Мы не хотим сбавлять темпы, поэтому в ближайшие пять лет «Метинвест» планирует направить на экологические проекты еще порядка 500 млн долларов. В основном они будут касаться доменного и конвертерного переделов.

Инвестиции в качество

Сегодня уже недостаточно просто производить металл. Таких производителей в мире очень много, конкуренция между ними высокая, поэтому каждый должен научиться производить что-то уникальное, что позволяет быть конкурентным на рынке.

В последние годы мы были сфокусированы на модернизации доменных печей «Запорожстали» и «Азовстали», а также улучшении качества конечного продукта ММК Ильича.

Мы выполнили несколько знаковых проектов – строительство МНЛЗ 4 и реконструкцию стана 1700 на ММКИ. Это вывело наш горячекатаный рулон по качеству и эффективности в первый квартиль в мире. Теперь мы можем производить г/к рулон практически любого качества, которое захочет клиент.

Следующий важный для нас этап это создание производства холоднокатаного проката на ММКИ. Мы подписали крупнейший за всю историю «Метинвеста» контракт на строительство цеха с итальянской компанией Danieli. Его стоимость – более $1 млрд. Это гринфилд, абсолютно новое, экологически чистое и безопасное производство, которое включает стан холодной прокатки, линию оцинковки и линию нанесения полимерного покрытия. Мы уже приступили к подготовительным работам на площадке.

Это выведет следующий продукт ММКИ на мировой уровень качества. При этом он предназначен в основном для внутреннего рынка Украины. На сегодня у нас нет качественной оцинковки и полимерки. Из-за этого нет развития автомобилестроения, производства бытовой техники. Мы надеемся, что, внедрив наш проект на ММКИ, мы дадим тот продукт, который позволит привлечь в страну производителей конечного продукта.

Второе направление – это модернизация на наших горнодобывающих предприятиях. На Центральном ГОКе мы внедрили производство DRI-окатышей. Это сырье высокого класса с содержанием железа более 67%, которое можно использовать в технологии прямого восстановления железа. Мы планируем развитие подобного проекта на Северном ГОКе. У нас есть мощности по начальной переработке руды и нам нужно довести их до максимума, чтобы получать лучший продукт в мире.

«Метинвест Политехника»

К нам на работу часто приходят люди с непрофильной специализацией, они достигают неплохих карьерных успехов, но в какой-то момент их развитие останавливается, потому что им не хватает технических знаний.  Как раз «Метинвест Политехника» эти знания может им дать. Поэтому курсы повышения квалификации – это то, с чего мы начали. В следующем году мы уже планируем запустить программу бакалавриата. Фокусируемся на студентах из городов присутствия компании.

Для преподавания в вузе мы привлекаем ученых и практиков из Германии, Польши, Португалии. Они вели программы на наших курсах последипломного образования, это направление будем развивать и дальше. Есть договоренности о стратегическом партнерстве с зарубежными преподавателями для их постоянного привлечения в учебный процесс. Также к преподаванию привлекаем украинских специалистов из других вузов и практиков из «Метинвеста». Планируется, что на первом этапе обучение будет бесплатным.

Наши учебные программы мы составим в соответствии с потребностями компании для развития производства. Основной фокус нашего политеха будет на процессах автоматизации, диджитализации. Нам уже не нужны инженеры-металлурги, нам нужны айтишники с очень глубоким знанием процессов металлургии.