Новые санкции РФ: не так страшен черт…

Share

Россия ввела новые торговые ограничения в отношении Украины. На заседании 18 апреля Правительство РФ решило запретить поставки украинской трубной продукции, эмалированной посуды, проволоки, товаров машиностроения и легкой промышленности.

В свою очередь российским производителям запретили поставлять в Украину нефть, нефтепродукты и уголь, но с некоторыми оговорками. Согласно постановлению Правительства РФ,  экспорт будет возможен при условии получения разрешения от Министерства экономического развития России. Эта норма начнет действовать с 1 июня 2019 года и распространяется на такие категорий российских товаров:

  • Уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля;
  • Лигнит, или бурый уголь, агломерированный или неагломерированный, кроме гагата;
  • Кокс или полукокс из каменного угля, лигнита или торфа, агломерированные или неагломерированные; уголь ретортный;
  • Прямогонный бензин;
  • Бензины товарные;
  • Дизельное топливо;
  • Пропаны
  • Бутаны
  • Прочие сжиженные газы

Страшно, но если присмотреться…

В 2018 г. по данным Госстата Украина закупила в России чуть более 15 млн т угля. Из них около 3,6 млн т приходится на антрацит, еще 11,3 млн т – на битуминозный (каменный) уголь, в том числе и коксующийся. В общем объеме импорта доля угля из РФ составила внушительные 70,2%.

В первую очередь ограничения на поставки угля несут риски для украинской промышленности. «Зависимость украинской металлургии от российских коксующихся углей серьезная, т.к. импорт из РФ покрывает около 50% нашей потребности. Импортируются в основном различные марки газовых и жирных углей», – отмечает главный аналитик ГМК-Центра Андрей Тарасенко.

Тем не менее, вероятность того, что поставки из РФ полностью прекратятся, невысокая. Это не выгодно ни российской, ни украинской стороне. «Российским компаниям нужно продавать уголь. Украинские металлурги также не смогут обойтись без импорта из РФ, так как это очень большие объемы (порядка 6-7 млн т). Импорт продолжится по специальным разрешениям, которые будет выдавать Министерство экономики РФ», – прогнозирует Тарасенко.

Украинские компании также смогут закупать уголь у других стран, отмечает глава «Укрпромвнешэкспертизы» Владимир Власюк, но тогда «он будет дороже российского на 10-15%, а на поиск необходимых партий может уйти до нескольких месяцев».

Российская нефть и нефтепродукты также занимают существенную долю на украинском рынке. В 2018 г., по данным таможенной статистики, чуть более 37% всей нефти и нефтепродуктов поставила Россия. По данным консалтинговой компании UPECO, в прошлом году Украина закупила в РФ 3,3 млн т нефтепродуктов: на дизтопливо пришлось  – 2,74 млн т, 530 тыс. т сжиженного газа и 122 тыс. т битума.

«Дизтопливо и сжиженный газ – наиболее массовые позиции из России. Они занимают порядка 40% рынка каждая. Но даже несмотря на это у нас есть чем их заместить. Прежде всего, это поставки из Беларуси, затем морские поставки и в конечном итоге  увеличение загрузки нефтеперерабатывающего завода «Укртатнафта» в Кременчуге», – объясняет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Он также обратил внимание, что пока речь идет не столько о полном запрете поставок, сколько о появлении еще одной бюрократической процедуры, которая усложняет экспорт в Украину. «Можно ожидать, что все-таки поставки будут продолжены. Они выгодны россиянам, для них это хороший рынок сбыта. А для нас эти санкции не будут иметь особой угрозы, потому что у нас есть альтернатива», – добавил эксперт.

Помимо ограничений для своих компаний, Россия запретила и ряд украинской продукции. Наиболее заметная позиция в этом случае – практически все виды труб, производимые в стране. По данным ГМК-Центра, в 2018 г. поставки этой продукции в Россию составили порядка 60-70 тыс. т. Суммарно на Россию в прошлом году пришлось чуть более 20% всего экспорта труб.

При этом, компании предпринимали усилия для диверсификации рынков сбыта, а поставки трубной продукции в Россию постепенно сокращались на протяжении нескольких лет. Например, в сравнении с 2017 г. (140 тыс. т) поставки сократились практически в 2 раза. Этому способствовала и пошлина на украинские трубы, которая действует в рамках Евразийского экономического союза.

Демонстрация силы

При кажущейся серьезности новых торговых ограничений более детальный разбор ситуации говорит о том, что они, скорее, предмет устрашения. «Россия не довольна тем, как проходят выборы в Украине и пытается повлиять на это каким-то образом. Она обозначает свои возможности давления на ту украинскую власть, которая сформируется после президентских выборов в расчете на то, чтобы повлиять на выборы парламентские. Выбраны те сектора экономики, которые ощутимы, но не смертельны, именно для того, чтобы показать диапазон возможного давления, если Украина будет себя вести не так, как хочет Россия», – объясняет мотивы новых санкций завотдела Национального института стратегических исследований в Днепре Алексей Ижак.

«В наших двусторонних торговых отношениях основной шок от утраты объемов мы уже пережили. Это был особенно большой стресс для украинского машиностроения. Но пик спада мы уже пережили в 2014, 2015, 2016 годах. Потому выжимать какой-то эффект или как-то существенным образом повлиять на нашу экономику через торговые ограничения Россия уже не может», – добавляет Владимир Власюк.