В новом Генплане развития Киева предусмотрено изменение функций центральной части города. Концептуальные разработки учитывают административные, социальные, деловые и культурные факторы развития столицы. Основная задача, которую ставили перед собой разработчики Генплана, – добиться сочетания новой застройки центральной части и культурного наследия.
Развитие правительственного центра, предполагает главный градостроительный документ, будет производиться в районе Печерска, а именно, по ул. Грушевского и Январского восстания. Международные представительства будут сгруппированы в районе Львовской и Михайловской площадей. Административно-деловой центр будет развиваться на Крещатике, Европейской, Бессарабской, Спортивной и Лыбидской площадях.
А вот бизнес из центральной части должен уйти. Новые деловые центры финансового, информационного и торгового назначения появятся на Подоле, улице Большой Васильковской, бульваре Дружбы народов, Московской площади. В частности, новый офисно-деловой центр появится на Рыбальском острове. Стоимость проекта составляет порядка 5 млрд грн. Площадь – 100 га.
Генеральный план предполагает реконструкцию Национального комплекса «Экспоцентр Украины» с размещением там делового центра «Бизнес-сити».
Зато развлекательные заведения должны остаться в сердце столицы. Подавляющее большинство гостиниц (как сказал главный архитектор г. Киева Василий Присяжнюк, более 50%) будет расположено в центральной части города.
Мечты градостроителей и чиновников – убрать транспорт из центральной части города. Нет смысла повторять известные слова: сейчас что на Крещатике, что на Владимирской, да и многих других улицах ни пройти, ни проехать. Так вот, согласно распоряжению КГГА, в каждом районе должно быть построено хотя бы два многоуровневых паркинга. Мысль проста – человек доезжает на автомобиле до паркинга, там оставляет машину и дальше передвигается на метро или общественном транспорте.
В центре останутся культурные заведения. В частности, разработана концепция Национального художественного музея Украины и ряда прилегающих помещений. Пока что в Украине нет ни одного здания, которое бы соответствовало международным нормам по музеям. Создание культурного центра, куда войдет и парламентская библиотека, станет крупнейшим музейным объектом в Европе.
И, наконец, будут ли строить в центре высотки, в частности, на Крещатике, 5, вокруг чего было немало споров? Как сказал начальник Главного управления культурного наследия КГГА Руслан Кухаренко в ответ на вопрос автора данной публикации, он никогда не даст на это согласия.
До сих пор центр, впрочем, как и весь город, застраивался и реконструировался хаотично, не было концепции, что там должно быть – исторический и культурный центр, деловая часть, торговая, жилая?
Продуктовые магазины сплошь и рядом перепрофилируются под бутики и офисы. Особенно это касается Шевченковского и Печерского района. Объясняется все просто – в районах сложившейся застройки сложно найти помещение под продуктовый магазин, строить же новый негде. А перепрофилирование происходит по известной схеме. Сначала помещение магазина сдается в аренду, а потом арендатор имеет право выкупить его с обязательным условием – сохранением его профиля. Однако владелец, став собственником, намерен получать максимально возможную прибыль. Посему в центре растут офисы и бутики, а молоко и овощи уже не продаются. Потихоньку исчезли и парикмахерские, и зоомагазин, и многое другое.
Но больше всего киевлян «достал» проект реконструкции Европейской площади. Я присутствовала на общественных слушаниях по этому поводу, и мне даже стало жаль генерального директора ООО «Грааль» Ирину Окуневу (представителя инвестора). Досталось ей крепко.
Все сошлись во мнении, что 40 – 60-этажное здание в данном месте сделает окружающие дома визуально крошечными, игрушечными. Михаил Дехтярев, член Союза художников, сказал, что это архитектурно-охранная зона, поэтому такие проекты – преступление. Он напомнил о том, что Львов исключили из охранных списков ЮНЕСКО за строительство зданий, нарушающих существующие архитектурные ансамбли. Он сказал, что охрана памятников архитектуры – международное обязательство Украины. Его поддержали другие выступающие. Раскритиковали проекты, в которых новое не сочетается со старым, а стиль определили как киевскую эклектику, нечто новое, выдуманное архитекторами.
Битва за центр ведется и в других городах Украины. В частности, только с восьмой попытки харьковский градостроительный совет утвердил проект строительства в центре города торгового центра и спортивно-развлекательного комплекса «Пента». Участок под застройку был выделен 15 лет назад, но определиться, что же там строить, никак не могли. На данный проект архитекторы согласились скрепя сердцем и с оговорками, что стиль хай-тек будет разбавлен деталями, которые впишутся в архитектуру центральной части Харькова.
Во Львове представители ЮНЕСКО были возмущены строительством 7-этажного жилищно-офисного комплекса на улице Валовой в центре города без привязки вида объекта к расположенным рядом зданиям. Ранее международные эксперты критиковали городские власти Львова за строительство офиса в стиле модерн на площади Мицкевича, среди четырехсотлетних домов, которых в мире осталось не так много.
Впрочем, и в спокойной старой Европе ведутся строительные войны. Возьмем хотя бы Лондон. В 50-60 гг. в его исторические кварталы вторгались безликие произведения брутализма (от слова
“brute”- грубый) – такие, как Зал конгрессов имени королевы Виктории с его бетонными объемами. Их создание было неуместным в соседстве с Вестминстерским аббатством. Одно из уродливых зданий Лондона — 37-этажный небоскреб в самом центре Лондона, чьи несущие перекрытия стали ярким примером “грубого стиля” в архитектуре. Бесперспективность этого стиля вскоре стала очевидна. И в 80-х годах прошлого века возродился интерес к идее сохранения национальных (английских) традиций в архитектуре, проще говоря, к стилизациям в духе классических образцов. Так на свет появилось монументальное, классически симметричное железобетонное здание британских спецслужб, построенное архитектором Терри Фаррелом. Кстати, эту же тенденцию поддержал принц Чарльз, неравнодушный к архитектуре, но широкого распространения она не получила.
Как сказал первый заместитель главного архитектора г. Киева Эдуард Лещенко, любой город борется с последствиями проводимой ранее градостроительной политики. Украина только приходит к пониманию ценности своего исторического и культурного наследия. Главное, чтобы это не произошло слишком поздно.