Полезное ископаемое: кто взял под контроль распределение нефтегазовых участков

Share

Участники сферы промысла углеводородов готовятся к новым условиям игры. Автор изменений – Министерство экологии. С его подачи правила выдачи и аннулирования специальных разрешений на пользование недрами обретут цивилизованную форму, но без сюрпризов не обошлось. Вместе с этой инициативой была принята еще одна – участие ведомства Остапа Семерака в процедуре распределения спецразрешений. Таким образом, окружение Арсении Яценюка выровняло себя в возможностях с командой президента в вопросе влияния на эту высокодоходную нишу.

Распоряжение лицензиями на пользование недрами осуществляется в стране на основании двух постановлений Кабмина №594 и №615, принятых еще в 2011 году. Первым утверждены правила проведения аукционов, на которых продаются спецразрешения. Вторым – правила внеконкурсного распределения спецразрешений.

Разработку обоих документов курировал близкий к легендарному газодобытчику Николаю Злочевскому Дмитрий Мормуль, который на тот момент был заместителем министра экологии. Поэтому правила раздачи спецразрешений получились действительно качественными. Это стало понятно в первые же месяцы работы новых правил, когда выяснилось, что до аукционных торгов спецразрешения просто не доходили, потому что все они раздавались на внеконкурсной основе.

Самая распространенная схема раздачи участков представляла собой модель так называемого государственно-частного партнерства. Она подразумевала, что компания могла получить любой интересующий ее участок без лишних конкурентов в случае, если ее уставный фонд на 25% и выше принадлежит государству. Лучше других пользоваться этим правилом умела компания «Голден Деррик», которая на тот момент была близка Эдуарду Ставицкому: треть ее уставника купила государственная НАК «Надра Украины», после чего она за пару месяцев получила три десятка нефтегазовых площадей в Полтавской области.

В 2014-м году, после бегства Виктора Януковича в Россию, правила распределения углеводородных площадей изменили, исключив из них возможности для теневого распределения площадок. Но легче от этого не стало: вместо того чтобы покупать площади на цивилизованных условиях, участники рынка просто стали грабить награбленное. Лучше всего об этом говорит опыт того же «Голден Деррика», который сначала потерял все лицензионные площади, а после того как его собственником стал близкий к команде Петра Порошенко Павел Фукс, компания восстановила прежние границы при помощи судов.

Недавно этот процесс закончился, поэтому сейчас рынок должен переключиться на освоение бесхозных участков. В этом контексте своевременным стало принятое на прошлой неделе Кабмином решение внести коррективу в упомянутые постановления №594 и №615, сделав правила распределения спецразрешений максимально комфортными.

Во-первых, в этот механизм водит принцип так называемого «молчаливого согласия». Он подразумевает, что если при подаче документов соискатель выполнил все условия, то спецразрешение выдается (или пролонгируется) ему автоматически. Во-вторых, вводится электронная подача документов для пролонгации и получения разрешений, которая ускорит процедуру согласования с органами власти.

В-третьих, установлены сроки информирования недропользователя о принятом решении относительно предоставления срока действия разрешения или получения нового. Это будет способствовать снижению возможностей для искусственного затягивания ответов со стороны Государственной службы геологии и недр, которая отвечает за аннулирование и выдачу спецразрешений.

В общем, одним словом, эта сфера претендует на то, чтобы наконец стать цивилизованнее. Но этот расчет перечеркивает смещение акцентов в процедуре распределения недр. Так, если раньше единоличным распорядителем площадей была Госгеослужба, то теперь, поле принятых на прошлой неделе Кабмином правок, ее гегемония «размыта» Министерством экологии: отныне любые внесения изменений в спецразрешения сначала должны санкционироваться министерством, а только потом утверждаться Госгеослужбой.

С чем связана эта инициатива, понять не сильно сложно: Госгеослужбой управляет Олег Кирилюк, который входит в орбиту влияния команды премьер-министра Владимира Гройсмана, а Минэкологии управляет Остап Семерак – представитель лагеря Арсения Яценюка. Этот расклад сил означает, что парламентские партнеры по коалиции сейчас просто заняты переделом сфер влияния на рынке раздачи углеводородных участков.

Кому-то может показаться, что команда Яценюка выходит на этот рынок слишком поздно – все ликвидные участки недр страны уже давно распределены. Но на вопрос можно посмотреть и под другим углом. В соответствии с Законом «О нефти и газе», одним из оснований для аннулирования спецразрешения на пользование недрами является ситуация, когда лицензиат без уважительных причин в течение 180 дней с момента начала срока действия спецразрешения не приступил к эксплуатации отведенного ему участка. Первая жертва этого требования уже есть – это государственная «Укргаздобыча», которая по данным Минэкологии, не использует четверть полученных спецразрешений.