Кислотный ожог экономики

Share

В этом году одной монополией в Украине может стать больше. Государственные предприятия Восточный горно-обогатительный комбинат (ГОК) и ПАО «Сумыхимпром» занялись переделом рынка серной кислоты в свою пользу. Менеджеры этих заводов, которые являются ставленниками опальных олигархов Николая Мартыненко и Дмитрия Фирташа, решили руками Минэкономразвития и торговли вытеснить с рынка конкурентов-импортеров. Все бы хорошо, но в проигрыше останется украинская промышленность, которая является главным потребителем этого сырья.

Корни этой аферы уходят сравнительно в недавнее прошлое. Так, в августе прошлого года ВостГОК и «Сумыхимпром», занимающие доминирующее положение на рынке серной кислоты, совместно с более мелкими производителями ООО «НПП «Заря» и ООО «Первое химическое объединение» обратились в МЭРТ жалобой на импорт данного сырья, который, по их мнению, наносит ущерб украинским химикам. В связи с этим, как отмечали предприятия, они были вынуждены сократить выпуск этого товара

В свою очередь, чиновники Минэкономторговли, без каких-либо предварительных исследований, открыли специальное расследование. Характерно, что такой сценарий совершенно не нов для Фирташа. В 2016 году подобным образом было пролоббировано введение антидемпинговых пошлин на карбамид и карбамидно-аммиачную смесь (КАС) происхождением из РФ.

В то же время открытие «кислотного» расследования вызывает удивление, если не сказать больше. Так, заместитель гендиректора «Укрпромвнешэкспертизы» Сергей Поважнюк напоминает, что проблемы с предложением серной кислоты на внутреннем рынке Украины начались еще с 2014 года, когда наша страна потеряла производственные мощности ПАО «Крымский Титан» и ГП «Константиновский химический завод», выпускавшие очень качественный продукт.

«Крымский Титан» ежегодно поставлял на рынок порядка 15 тыс. т в год высококачественной товарной серной кислоты. Плюс константиновский завод, специализировавшийся на товарном продукте, отгружал 30-40 тыс. т в год. То есть, потеряны очень большие объемы. В то же время спрос на серную кислоту вырос с 45 тыс. т до 111 тыс. т со стороны таких отраслей, как коксохимическая промышленность, металлургия и энергетика», – сказал он.

То есть, украинские потребители вынужденно переориентировались с внутреннего рынка и начали закупать импортный товар в Беларуси у ОАО «Нафтан». Кстати, на нелогичность расследования указывает даже тот факт, что серная кислота является промежуточным продуктом для ВостГОКа и «Сумыхимпром» и производится ними, главным образом, для собственных нужд.

С.Поважнюк уточняет, что «Сумыхимпром» выпускает серную кислоту и далее ее использует для производства фосфоросодержащих удобрений и двуокиси титана. Аналогично ВостГОК, выпускающего кислоту для производства уранового концентрата.

«И только излишки данного продукта госпредприятия выбрасываются на рынок. То есть, по сути, уменьшение производства серной кислоты на этих заводах сопряжено с уменьшением производства тех основных видов продукции, которые они производят. «Сумыхимпром» снизили выпуск в 2 раза, до 157 тыс. т, ВостГОК – на 20%», – утверждает замгендиректора «Укрпромвнешэкспертизы».

По мнению политолога-международника Антона Кучухидзе, появление государственной коррупционной монополии может добавить негатива для имиджа Украины на международной арене. «Наши западные партнеры требуют бороться с коррупцией на госпредприятиях. Они не могут понять: если завод работает в минус, то каким образом выплачиваются зарплаты, осуществляться хозяйственная деятельность и т.д.», – утверждает эксперт.

Собственно, в связи с существованием упомянутых фирм-«прокладок» и нельзя проверить, действительно ли у отечественных производителей неудовлетворительное финансовое положение. Ведь ни для кого не секрет, что купить серную кислоту напрямую на ВостГОКе или «Сумыхимпроме» невозможно – любой запрос о партнерстве игнорируется, в ответ летят рекомендации обратиться к «своим» посредническим компаниям.

Очевидно, что вся маржа оседает как раз в этих посреднических компаниях, а непосредственные производители едва сводят концы с концами. Даже введение 100% пошлин ситуацию принципиально не решит – все деньги уйдут в те же посреднические компании.

В такой ситуации о модернизации отечественных производителей речь даже не идет – предприятия работают на износ. Показательна ситуация с Восточным ГОКом – только во 2 полугодии 2017 года этот завод останавливался 4 раза, что едва не спровоцировало экологическую катастрофу в регионах, где расположены промышленные предприятия-потребители, безопасное функционирование которых непосредственно связано со стабильными поставками серной кислоты.

Кроме того, на рынке еще есть небольшое предложение от ООО «ПХО» из г. Рубежное. Общество производит серную кислоту на территории ООО НПП «Заря» и реализует через фирма «Электроснабсбыт» – соучредителяООО «ПХО», оперируя арендованным подвижным составом цистерн для перевозки серной кислоты.

Ну и самое главное. Заблокировав импорт, ВостГОК и «Сумыхимпром» смогут манипулировать ценами. Из общего объема производства только 4,1-8,8% было поставлено на рынок в виде серной кислоты (что не может удовлетворить потребности украинской промышленности), весь остальной объем – потреблен ГПэшками для собственных нужд.

Более того, проведение боевых действий в непосредственной близости к производственным мощностям НПП «Заря» И ООО «ПХО», приводит зачастую к вынужденным остановкам и еще большему сокращению производства кислоты.

Понятно, что Мартыненко и Фирташу недолго осталось ждать решение МЭРТа. Тем более что формально жалобу подали госпредприятия, к которым чиновники ведомства весьма лояльны. Однако, если будет принято решение о введении квот или спецпошлин, то оно нанесет вред конкуренции на рынке Украины. Более того, это никоим образом не скажется на финрезультатах ГОК, поскольку серная кислота будет продолжать реализовываться через «прокладки», которые тут же поднимут цены. В итоге проиграет украинская промышленность.