Как Фирташ закрепил контроль над ГТС Украины

Share

Процесс анбандлинга НАК «Нафтогаз Украины» пошел вразнос. Мессидж по этому поводу СЕО госкомпании Андрей Коболев получил на прошлой неделе, когда оператор газотранспортной системы страны встал на рельсы безвозвратного выхода из-под его управления. Координировать этот актив в патриархальном стиле будет команда Дмитрия Фирташа, которому на днях удалось пролоббировать назначение нового распорядителя этим активом.

Борьба за ПАО «Укртрансгаз», управляющее отечественной ГТС, – бесконечный синусоидный процесс. Последний раз он выходил на пик активности летом прошлого года, когда министр экономразвития и торговли Степан Кубив решил принять это госпредприятие в собственное управление, заранее выведя из-под «Нафтогаза».

Тогда по этому поводу разразился полноценный конфликт: пострадавшая сторона в лице главы НАК Андрея Коболева заявила, что переподчинение «Укртрансгаза» чревато проигрышем в Стокгольмском арбитраже «Газпрому». Под давлением этой позиции Кабмин был вынужден отыграть ситуацию назад. Правда, точка невозврата уже была пройдена: за время конфликта Коболев потерял прямые отношения с главой «Укртрансгаза» Игорем Прокопивым, но при этом не мог его сместить с должности из-за негласно установленного правительством моратория на это решение.

В общем, так получилось, что «Укртрансгаз» де-юре оставался в сфере интересов «Нафтогаза Украины», а де-факто уже им не контролировался. В команде Андрея Коболева пытались решить эту проблему как могли. Один из самых ярких примеров – события декабря прошлого года. Тогда правление НАК позволило себе публично отказать в согласовании «Укртрансгазу» закупки оборудования (у «Сумского машиностроительного НПО» Константина Григоришина) для реконструкции компрессорных станций на сумму более 4 млрд. грн.

Такая позиция своеобразно парализовала трансгаз, тем самым создавая условия для явки с повинной Прокопива в офис «Нафтогаза». Но тогда Игорь Богданович не проникся намеком. Оптимисты связывают его неуступчивость с природной принципиальностью. Подход скептиков проще: по их мнению, глава «Укртрансгаза» чувствует за собой поддержку БПП, которая объясняется плотными негласными отношениями между ее лидером Петром Порошенко и куратором Прокопива Дмитрием Фирташем.

В любом случае, на примирение отношений с Игорем Прокопивым Андрей Коболев уже может не рассчитывать. Ну, хотя бы потому что 11 января Кабмин определился с кандидатурой главы ПАО «Магистральные газопроводы Украины» – предприятия, создаваемого (в рамках анбандлинга «Нафтогаза») вместо «Укртрансгаза».

Руководителем этой структуры станет Валерий Ноздрин. Последние два года он был заместителем Прокопива, который, по данным источников UAprom, и привел его в «Укртрансгаз». «Они знакомы еще с начала 2000-х – со времен совместной работы в Ивано-Франковске. Прокопив работал в местном «облгазе», Ноздрин – в местном «облэнерго», – утверждает собеседник.

Опираясь на эту взаимосвязь, легко спрогнозировать, что в каденцию Валерия Ноздрина «Магистральные газопроводы Украины» продолжат работу в стиле «Укртрансгаза» под управлением Игоря Прокопива. С одной стороны, это плохие новости для Андрея Коболева. Но грусть по этому поводу легко развеять хорошими новостями: сформированная таким образом преемственность как бы намекает на то, что оператор газотранспортной системы сохранит выбранный курс.

Если говорить предметно, то «Магистральные газопроводы Украины» должны довести до конца минимум два долгоиграющих вопроса с передачей газа. В первом случае речь идет о недавнем проигрыше «Укртрансгазом» спора за 346 млн. куб. м, ранее отобранных у химзаводов группы Ostchem Дмитрия Фирташа. Ставки во втором эпизоде выше: в судебном производстве рассматривается обязательство «Нафтогаза Украины» передать 4,7 млрд. куб. м газа оператору ГТС. Если команда Коболева проиграет этот спор, впоследствии энергоресурс будет передан компании «Укргаз-энерго» Фирташа, у которой он был отобран якобы без ее согласия почти 10 лет назад.