«На,на»-технологии: как Кабмин поделил «Нафтогаз»

Share

В ближайшее время в правлении «Нафтогаза Украины» произойдут кадровые перестановки. Их результатом станет резкое усиление позиций Андрея Коболева. Но ни о какой гегемонии СЕО речь не идет: ввод его людей в управляющий орган компании – мелкая компенсация за потерю Коболевым оперативного контроля над оператором газотранспортной системы страны ПАО «Укртрансгаз». С недавних времен это предприятие является вотчиной БПП.

Как стало известно UAprom, процесс кадровых перестановок в «Нафтогазе Украины» был запущен в первых числах октября, когда в несколько этапов прошло заседание его наблюдательного совета. Легче всего контролирующему органу далось решение о назначениях в среднем звене: руководителем по вопросам управления рисками НАК стал Михаил Рушковский, а главой по вопросам комплаенса компании отныне является Мария Кучерова.

Выбор этих кандидатур не вызывал каких-то серьезных противоречий по одной простой причине. Разыгранные должности, с одной стороны, не дают каких-то особых полномочий, а с другой – подразумевают высокую техническую нагрузку. Чтобы было проще с этим согласиться, хватит взглянуть на должностные обязанности новоназначенцев. Рушковский в своем кресле должен будет с нуля создать и внедрить систему управления рисками, а Кучерова – разработать и имплементировать программу предотвращения нарушений требований законодательства.

Должности руководителей риск-менеджмента и комплаенса появились в «Нафтогазе Украины» совсем недавно. Они – прикладной промежуточный результат в процессе реформирования корпоративного управления НАК. «Привлечение опытных специалистов на эти должности ускорит преобразование «Нафтогаза» в современную европейскую компанию, которая сможет успешно работать как на внутренних, так и на внешних рынках», – так Андрей Коболев в январе 2016-го прокомментировал решение учредить посты руководителей по управлению рисками и комплаенса.

В общем, назначения, произведенные набсоветом НАК «Нафтогаз», можно было бы назвать техническими, а значит – малоинтересными. Но есть одно но: кроме корректировки менеджерского состава среднего звена, НС госкомпании решил внести правки в состав его правления. «На набсовете принято решение рекомендовать акционеру (Кабмину – ред.) назначить членами правления (нынешнего директора по развитию НАК Юрия – ред.) Витренко и (директора юридического департамента «Нафтогаза» Ярослава – ред.) Теклюка», – утверждает источник в правительстве.

Ю.Витренко и Я.Теклюк входят в команду Андрея Коболева, а, значит, их назначение усиливает его позиции в компании. Это подтверждает и тот факт, что за переформатирование правления голосовали три независимых члена НС (Чарльз Проктор, Пол Уорвик и Маркус Ричардс), тогда как Владимир Демчишин, входящий в набсовет по квоте БПП, воздержался.

У людей с низкими запасами терпения эта новость вызвала единодушную реакцию: добившись продвижения членов своей команды по карьерной лестнице, А.Коболев сможет претендовать на патриархат в «Нафтогазе». Но все не так оптимистично. Дело в том, что недавно глава НАК потерпел сокрушительное фиаско в борьбе за оперативный контроль над ПАО «Укртрансгаз». Речь идет о конфликте, запущенном главой Минэкономики Степаном Кубивым, который несколько недель назад принял решение подчинить своему ведомству оператора газотранспортной системы, предварительно распорядившись вывести его из управления «Нафтогаза».

Сразу же после этого А.Коболев заявил о необходимости восстановить статус-кво, при этом отдельно подчеркнув, что после возврата «Укртрансгаза» его глава Игорь Прокопив будет уволен. Но сейчас стало известно, что менять первое лицо ПАО не будет. «На кадровые решения в «Укртрансгазе» установлен мораторий», – так источники UAprom пересказывают заявление вице-премьер-министра Владимира Кистиона, сделанное им на недавней встрече с европейскими финансовыми донорами.

По официальной непубличной версии, смены менеджмента на предприятии не будет как минимум до завершения процесса анбандлинга (разделения) предприятий системы НАК «Нафтогаз Украины». То есть, минимум до 2018 года. В переводе с дипломатического языка на человеческий это означает, что ближайшие два года «Укртрансгазом» будут рулить нынешние кураторы И.Прокопива – группа БПП. А в этом контексте ввод в правление НАК двух новых представителей А.Коболева выглядят уже совсем под другим углом: как косметическая компенсация его «трансгазовых» потерь.