Когда Балчун избавится от отелей и больниц

Share

Еще в середине лета Войцех Балчун, когда он только входил в курс дел на «Укрзализныци», заявил, что у него есть планы выделить из железнодорожной компании непрофильные активы, чтобы сконцентрироваться на профильном бизнесе – перевозках грузов и пассажиров. «Нам не нужны гостиницы, спортклубы, больницы, мы должны сосредоточиться на основных источниках дохода от нашей деятельности», – сказал поляк.

Тогда идея нового главы перевозчика, мягко говоря, удивила многих, ведь УЗ до сих пор ассоциировалась с «государством в государстве». Поэтому не то что эксперты, но и в самой компании не смогли быстро и четко ответить, от каких активов будут избавляться и по какой схеме.

«Вопрос определения перечней непрофильных активов, направлений и способов их дальнейшего использования будет решаться органами общества по мере необходимости выделения таких активов в соответствии с законодательством и с учетом необходимости обеспечения устойчивого функционирования и эффективной деятельности «Укрзализныци», – расплывчато сообщили UAprom в УЗ. В то же время в ПАО подтвердили, что такая инициатива есть, но пока конкретных шагов по ее выполнению нет.

Кстати, почти через месяц, на встрече с бизнес-кругами в Американской торговой палате, В.Балчун обошел данный вопрос стороной, предпочитая говорить на вечные темы, например, о борьбе с коррупцией, проблеме дефицита подвижного состава, закупке новых вагонов от повышения ж/д тарифов, новых инфраструктурных проектах, создании двух перевозчиков в рамках UZ Cargo International, даже о запуске мобильного приложения для покупки билетов пассажирами, но не о реструктуризации монополиста.

Миллионы на социалку

Стоит напомнить, что в 2015 году проводилась оценка всего имущества УЗ, в том числе объектов социальной инфраструктуры и других непроизводственных активов. По словам старшего аналитика инвесткомпании «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, балансовая стоимость этих непрофильных активов на тот момент составила чуть более 3,36 млрд. грн. Они, в основном, включают жилые дома и объекты социальной инфраструктуры, говорится в финотчете ведомства за 2015 год.

«Данных по затратам на содержание непрофильных активов нет, но известно, сколько компания тратит на социальное обеспечение сотрудников — 428 млн. грн. в 2015 году. Это часть тех затрат, от которых хочет избавиться руководство компании, приватизировав непрофильные активы», – говорит эксперт. При этом надо понимать, что если пропадет социальная составляющая, например, бесплатное лечение или пребывание в гостинице, то компания будет вынуждена, хотя бы частично, покрыть работникам эти дополнительные расходы в виде роста зарплат или командировочных.

Вместе с тем найти список активов, а тем более непрофильных, оказалось сложной задачей. В «Укрзализныце» сообщили, что такой перечень есть, но его нельзя обнародовать. Похожий ответ дали и в Deloitte, которая провела независимую оценку УЗ. «Мы не можем давать данные компании», — отметили в пресс-центре компании.

Длинные продажи

Вместе с тем подготовка и продажа таких активов — вопрос не одного года. «Можно ожидать, что будет существенная разница в спросе между активами. Некоторые из них могут продаваться годами. Я сомневаюсь, что найдутся один или два инвестора, которые захотят разделить между собой весь пакет активов и забрать его с баланса «Укрзализныци» по рыночной стоимости. Поэтому все будет продаваться небольшими частями и на полное избавление от непрофильных активов может уйти несколько лет», – считает А.Андрейченко.

Эксперт также не видит смысла выделять их всех в отдельную компанию, поскольку пакетом все активы все равно не купят. «Пока не могу сказать, кто будет заинтересован в покупке, все зависит от актива и его расположения. Кому-то просто может понравиться место в центре города, где расположена гостиница или больница», – добавил он.

Скорее всего, заявление В.Балчуна об отказе от ряда непрофильных активов было из разряда «на будущее», ведь в презентации плана реформ «Укрзализныци», которую поляк представил министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, об этой задумке нет ни слова. Единственное, что есть в планах на ближайшее время – это в рамках запуска программы экономии расходов (7 млрд. грн. до конца года) создать «перечень непрофильных активов и решение о снижении стоимости их технического обслуживания».

Вместе с тем первый замминистра инфраструктуры Евгений Кравцов сообщил, что для распоряжения своими активами железнодорожному монополисту нужно пройти ряд процедур. «Скорее всего, это объявление декларации общего направления, поскольку для того, чтобы в целом распоряжаться имуществом, «Укрзализныци» необходимо пройти процедуру утверждения порядка распоряжения имуществом. Такой порядок находится на рассмотрении в КМУ. В перспективе это месяц или несколько месяцев, после чего УЗ должна сделать публичным перечень активов, которые предполагаются к передаче или совместному использованию, созданию СП или продаже потенциальным инверсорам. После этого нужно будет провести конкурсные процедуры согласно утвержденному положению», – рассказал он.

Ну а пока УЗ строит планы по внедрению «программы экономии» и избавлению от «невыгодных» ей активов, эксперты говорят, что на сегодня у УЗ есть проблемы серьезнее. По словам экс-замминистра инфраструктуры, эксперта в сфере транспорта Александра Кавы, сейчас основная задача, которая стоит перед «Укрзализныцей» — стабилизировать операционную деятельность ведомства.

«Это более важный вопрос. Вопрос отказа от непрофильных активов — не первоприоритетная задача ни для В.Балчуна, ни для УЗ… Это вопрос даже не текущего года, – считает А.Кава. – В начале нужно стабилизировать работу железной дороги. Я имею в виду обеспечение нормального перевозочного процесса. Сейчас большинство локомотивов работают с просроченными ремонтами, стоит более 1 тыс. вагонов без запчастей. Эти вопросы нужно решать в первую очередь».