Атомная установка: власть меняет лицо ядерной энергетики

Share

На прошлой неделе глава Министерства энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик подписал приказ №314, которым утвердил новую структуру аппарата возглавляемого ведомства. В документе говорится, что целью этого решения является «обеспечение эффективной деятельности и выполнения заданий, определенных Положением о Минэнерго», которое было утверждено указом президента Украины еще в 2011 году.

В общем, на лицо – классическая бюрократическая процедура, которая вряд ли могла бы заинтересовать кого-то кроме ее участников. Но все не так пресно. Переформатирование управленческой структуры в Минэнерго фактически используется Насаликом в качестве повода для расстановки своей команды: смены глав департаментов, управлений и секторов. Одним из первых на себе это ощутит управление атомно-промышленного комплекса.

Пока что его возглавляет Сергей Ермак, но уже скоро профильный министр, по его собственному признанию, планирует назначить на это место нового человека. «Могут быть кадровые изменения», – сказал Насалик в интервью изданию «Апостроф».

Он не уточнил имя последователя Ермака, но для оппонентов министра оно не так и важно: его планы они называют «кадровыми чистками», которые проводятся по принципу «свои вместо чужих», при этом не учитывая степень профессионализма новоназначенных.

Даже если это и так, план Игоря Насалыка ничем не отличается от стратегий своих предшественников. Тот же Владимир Демчишин привел в министерство упомянутого Сергея Ермака, который до этого назначения ни дня не работал в отрасли (на тот момент пиком его карьерной лестницы была должность финансового директора компании «Билла-Украина»).

Грядущее переустройство в Министерстве энергетики так или иначе можно назвать логичным следствием смены его главы, которая произошла чуть больше месяца назад. Правда, на этом кадровые перестановки в отрасли не остановятся. По данным UAprom, Игорь Насалик не против поменять руководство сразу на нескольких стратегических предприятиях ТЭК, первыми среди которых числятся ПАО «Укргаздобыча» (Олег Прохоренко) и ГП НАЭК «Энергоатом» (Юрий Недашковский).

Несмотря на то, что эти предприятия работают в совершенно разных нишах топливно-энергетического комплекса, у них есть минимум две общие черты. Первая – их годовые доходы измеряются десятками миллиардов гривень. Второе – главы этих предприятий, выступающие в роли распорядителей средств, де-факто неподконтрольны президентской вертикали власти.

Возможно, именно поэтому у Игоря Насалика, назначенного в Минэнерго по квоте БПП, «Укргаздобыча» и «Энергоатом» вызывают особенную неприязнь. Например, Прохоренко предлагалось менять «в связи с неудовлетворительным планом перспективного развития компании». А Недашковского – потому что он был назначен на должность вне конкурса. Обе карты разыгрываются уже давно, но ни по одной из них власть пока так и не довела дело до конца. Тот же Юрий Недашковский удерживается в кресле во многом благодаря прикрытию со стороны команды отставного премьер-министра Арсения Яценюка. Правда, скоро события в теме назначения нового главы «Энергоатома» ускорятся.

Предполагается, что поводом для начала процесса соответствующего станет признание неудовлетворительной работы Недашковского. Речь о том, что «Энергоатом» уже несколько недель работает в условиях арестованных банковских счетов и имущества на сумму 200 млрд. грн. Соответствующее решение принято исполнительной службой из-за попыток одного из кредиторов НАЭК – ЗАО СП «Укрэлектроватт» взыскать с атомщиков 127 млн. грн. Правда, это только формально. Реальная причина финансового паралича предприятия – мартовское решение Петра Порошенко ветировать Закон Украины №3097, которым «Энергоатом» наделялся мораторием на принудительное взыскание долгов. Но когда речь идет о замене распорядителя миллиардных доходов, на эти мелочи вряд ли кто-то будет обращать внимание.